• Город
  • Наука и образование
Наука и образование

Я учился в необычной школе: три истории

Сегодня тот, кто не согласен с официальной системой образования, может учиться в частной школе. В Самаре их больше десяти. Мы нашли выпускников нестандартных заведений и узнали, сложнее ли учиться в небольших группах, какие предметы изучают дополнительно и как это влияет на будущее.  

 

Виктория, частная еврейская школа «Ор Авнер»: «Обучение было почти индивидуальным»

Я училась в «Ор Авнере» 10 лет. Сначала нас было семь человек в классе, но к 11 классу осталось трое. Мне нравилось учиться, потому что я люблю узнавать новое. А в классе у нас всегда был прямой контакт с учителями, поэтому можно было спрашивать, что угодно.

Учебный день начинался с молитвы, а потом были уроки: в начальной школе до шести вечера, а в старшей до четырех. Из-за религиозных правил девочкам надо было носить юбку ниже колена, а мальчикам – кипу. Выходных было больше, чем в государственных школах: мы учились пять дней в неделю, отмечали свои национальные праздники, а помимо обычных каникул между четвертями у нас были дополнительные в сентябре и марте.

В общеобразовательных школах обучение обязательно должно быть светским. В религиозных школах обучение тоже строится по общепринятым программам, просто добавляются дополнительные предметы. У нас это был иврит и национальная культура. Суть в том, что у тебя есть выбор: идти в такую школу или нет.


У нас государство светское, поэтому никаких религиозных принуждений в обучении не должно быть. 

Знакомить детей с историей возникновения религий и национальностей – это очень хорошо. Это нужно для общего развития и для развития толерантного отношения ко всем людям. Но отдавать предпочтение в обучении одной религии нельзя.

В то время, когда я там училась, мне было достаточно моего школьного окружения. Мы никогда не скучали, постоянно веселились, свободно общались с младшими ребятами. Мне нравилось, когда несколько классов объединяли у одного классного руководителя, и мы вместе делили кабинет. И теперь точно эта дружба осталась на всю жизнь. Но когда я пошла в университет, мне стало сложно сходиться с новыми людьми.

Не скажу, что школа оказала на меня какое-то религиозное влияние. У меня есть дополнительные знания в вопросах религии, и я их могу использовать в докладах. Я даже писала курсовую на тему свободы совести и вероисповедания. Экзамены, кстати, сдала на высшие баллы и поступила на бюджет. Мне не нужны были репетиторы, потому что обучение и так было почти индивидуальным.

 

Анастасия, Вальдорфская школа: «То, что мне дали в школе – очень полезно»

До старшей школы нельзя было пользоваться телефонами

Я училась в Вальдорфской школе 11 лет. В школе два корпуса, у каждого класса есть кабинет, в котором он проводит год. В кабинетах потолки разной формы, а стены покрашены определенным цветом. И каждый год школьники переезжают из класса в класс.


Все предметы для учебы были натуральные. Я даже не могу представить, что в школе кто-то пользуется пластиковыми игрушками и ручками.

Ты играешь в деревянные вещи, которые делаешь сам или с родителями. У меня была кукла, набитая шерстью. Еще у каждого была своя флейта, на которой играли в оркестре. У нас не было дневников и оценок до 9 класса, домашнее задание задавали, но ты мог его не делать. В основном, надо было написать эссе, как ты понял урок. До старшей школы нельзя было пользоваться телефонами.

На протяжении эпохи изучают один и тот же предмет каждый день

Учеба начиналась с основного урока, который шел около двух часов. Основной урок разделялся на эпохи, одна эпоха – примерно одна четверть. На протяжении эпохи изучают один и тот же предмет каждый день. Допустим, эпоха физики или эпоха биологии. Занятие обязательно начиналось с ритмической части, чтобы ребенок проснулся. Это могла быть игра с деревянными элементами, скороговорки или чтение стихотворений. После завтрака продолжались традиционные предметы по 45 минут.

У нас было много творчества: ремесло, музыка, хор, рисование форм, эвритмия, театр, работа с речью. На ремесле мы сначала вязали на пальцах, потом на крючке и спицах: вязали чехлы для флейт, валяли валенки, плели корзины, шили на машинках. В творческих предметах участвовали и мальчики, и девочки. Поэтому все мальчики умеют вязать, вышивать крестиком, делать табуретки, играть на флейтах, петь и танцевать.

Мне нравилось учиться, потому что любые процессы всегда показывали наглядно. Мы начинали изучать вещи с азов. На уроках нет тупого зазубривания, а материал дают в соответствии с возрастом. В начальной школе на эпохе русского языка мы изучали формы, из которых происходят буквы, сами делали чернильницы и писали пером. С самого начала вместо тетрадей у нас были альбомы – сшитые нитками листы, в которых мы писали и рисовали. Нас учили писать на пустом листе, причем не шариковыми ручками, а перьевыми.

У каждого была своя флейта, на которой играли в оркестре

Мы сами шили костюмы для спектаклей, писали хокку и рисовали тушью иллюстрации, занимались скульптурой и резьбой по дереву. То, что мне дали в школе – очень полезно для человека. Многие пытаются обрести эти знания уже во взрослом возрасте: учатся размышлять, наблюдать за природой, созидать, творчески воплощаться, а у меня это есть, и я могу это применить.


Многие считают, что Вальдорфская школа – это какая-то секта и мы занимаемся чем-то странным. Но это не так. Здесь просто собрались люди, которые увлечены общей идеей, основанной на антропософии.

Мы не только занимались творчеством, точные науки тоже преподавали. Да, возможно, не на уровне технического лицея, но кто хотел поступать на эти специальности, занимался дополнительно и хорошо сдавал экзамены. В 10 классе все проходят обязательную практику немецкого языка и ездят по обмену в Германию, где живут в семье и ходят в школу.

В школе принято отмечать особые праздники. Например, в День Михаила вся школа выезжает в лес, и старшие классы готовят маршрут по лесу, где нужно пройти испытания на сплоченность, доверие и отзывчивость. Посыл праздника – добро всегда побеждает зло. В ноябре, когда на улице темно, отмечают праздник фонариков. Перед рождеством в классах ведут адвент-календарь, а классный руководитель каждую неделю зажигает свечи. На выпускной каждый класс дарит подарок выпускному классу.

 

Даниил, частная школа НОУ «Интеллект-плюс»: «В частной школе я стал чувствовать себя увереннее»

Я учился в «Интеллект-плюс» с конца восьмого класса, и наша параллель была первым выпуском в этой школе. Мы чувствовали себя крутыми, поэтому даже мыслей не было, что что-то пойдет не так. К тому же родители хорошо знали мужа директрисы.

До этого я учился в техническом лицее и это было ужасно, потому что там мало раскрывался потенциал учеников. В частной школе уже через пару недель учебы я стал чувствовать себя намного спокойнее и увереннее, стало легче заводить новые знакомства и общаться с людьми.

После нашего выпуска в школе многое поменяли: дисциплина стала строже и добавили новые уроки. Когда я учился, у нас была свободная форма, перед 10 классом мы выбрали себе профильные предметы, остальные изучали на базовом уровне. Физкультуры не было. Учились по парам, но некоторые предметы были и по одному уроку.

Кормили там просто шикарно, добавку при желании наливали. Я обычно по две каши съедал на завтрак, хотя некоторые с презрением смотрели на еду в столовой.

Я не гнался за сотней баллов на ЕГЭ, сдал экзамены, как планировал, и поступил на бюджет в Петербург. Думаю, если бы я остался учиться в лицее, то сдал бы экзамены точно так же. Другой вопрос в том, что, смотря на выпускников лицея, я понимаю, что это конвейер инженеров. 


А в частной школе я смог понять, чего хочу от жизни.

Сейчас учусь в Университете Промышленных Технологий и Дизайна на Технологии художественной обработки.

 

Текст: Мария Затлер

Иллюстрации: Полина Вагнер

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: