Михаил Куперберг

Основатель и бессменный руководитель легендарного киноклуба «Ракурс» после очередного известия о его закрытии экспансирует арт-хаус на попкорновые площадки – в многозальный кинотеатр «КиноМост».

Регулярные заявления о прекращении работы киноклуба — способ привлечь к нему внимание?

Просто у меня такой характер – в конце каждого сезона всерьез думаю, что точно больше не станем работать. Коллеги уверяют, что я так чуть ли не со дня основания говорю. (Смеется.) К сожалению, я не обладаю талантом маркетолога или «пиарщика», так что последние годы приходится вкладывать в «Ракурс» личные деньги. Два предыдущих сезона мы и вовсе закончили в минусе.

Но ведь так было не всегда?

Лучшие времена пришлись на 1987-2005 годы, когда мы являлись подразделением структур, которые так или иначе занимались культурой: бюро досуга «Праздник», радио «Ностальжи-Самара». Когда нам недоставало денег, средства, полученные от других видов деятельности, позволяли минимизировать или сократить убыток. С 1989 по 1991 год мы активно занимались кинопрокатом и привозили в Куйбышев и Тольятти коммерческие фильмы, за которые не было стыдно. И кстати за счет того содержали наш киноклуб. Показывали картины во Дворце спорта и лучших кинотеатрах: «Шипке, «Самаре», «Ленинского комсомола». Например, познакомили киноманов с лентой Серджо Леона «Однажды в Америке», фантастическим боевиком «Робот-полицейский» Пола Верховена, польским фильмом «Сексмиссия», причем показали не тот порезанный цензурой вариант, что шел в советском прокате под названием «Новые амазонки», а полную версию. Тогда страна переживала времена кинобума, так что мы занимались и видео-салонами. Например, во Дворце культуры 4 ГПЗ открыли первое и, пожалуй, лучшее в городе заведение в таком формате, где показывали мировую классику. С 1992 по 1998-й год, при мэре Олеге Сысуеве, городская администрация даже выделяла средства на поддержку киноклуба.

Что мешает вновь наладить связи?

С областным министерством культуры у меня натянутые отношения. Мы с Виктором Долонько, преподавателем самарского госуниверситета, однажды написали концепцию развития кинематографии в Самарской области, но она оказалась невостребованной. Тогда я высказал Ольге Рыбаковой все, что о ней думаю, в ее же кабинете. Потом минкульт и минимущества ликвидировал облкинопрокат, где я работал, так что отношения обострились. С тех пор даже связываться не хочу. С городской администрацией тоже не сложилось. Как-то пытался через помощников обратиться к прежнему мэру Георгию Лиманскому, но доступ к телу не получил. Пару лет назад через руководителя департамента культуры Татьяну Шестопалову пробовал наладить связь с нынешним градоначальником Дмитрием Азаровым. Приносил проекты нескольких фестивалей: анимационного, документального и «Новое кино России». Мило поговорили, но за два года — ни ответа, ни привета. Так что уже восемь лет «Ракурс» живет только за счет продажи билетов. Иногда нам помогают партнеры фестивалей, как правило, иностранные посольства или культурные центры. Все остальное на свой страх и риск.

Какой фильм повлиял на вас в большей степени?

«Солярис» Андрея Тарковского. В 1973 году, будучи студентом второго курса политехнического института, я сбежал с лабораторной по химии, чтобы попасть на сеанс в Окружном доме офицеров. До того момента я лишь читал о картинах великого режиссера, некоторые из которых и увидеть нельзя было. Например, «Андрея Рублева» пустили на экраны только в 1979 году. «Солярис» меня поразил и в музыкальном отношении. Прежде я спокойно относился к классике, а в фильме услышал токкату Баха в электронной аранжировке Эдуарда Артемьева и заболел ей, хотя предпочитал рок.

Зачем «Ракурсу» попкорновые площадки?

Во-первых, чтобы расширить аудиторию. Мы запустили сеансы в мультиплексе «КиноМост» в торгово-развлекательном центре «МегаСити». Они сами вышли к нам с инициативой показывать непростое кино. Радует, что кинотеатр расположен недалеко от госуниверситета, на студентов которого мы рассчитываем. Здесь, так же как и в «Ракурсе», есть вступительное слово перед фильмом и обсуждение после. Один из первых сеансов — «Вечное возвращение» Киры Муратовой – собрал целых пол-зала, где в основном я увидел завсегдатаев Дома актера. Слава богу, никто не пришел с ведром попкорна и не разговаривал по телефону во время фильма — вменяемая киноклубная атмосфера.

 

Текст: Илья Поляков

Фото: Артем Голяков


  • Автор: Niky Ternovsky
  • Опубликовано:

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также