Самара во всех отношениях: какие факты о старом городе можно узнать на экскурсиях?

Редакция «СМР.Собака.ru» побродила по самарским двориками вместе с «ART-Экскурсиями» и собрала интересные факты о нашем городе. Рассказываем, что можно узнать о жизни Самары более ста лет назад за одну прогулку.

Атмосферу добавят заметки о Самаре Максима Горького. Он прожил здесь чуть больше года, о городе отзывался плохо, но позже признался, что «как писатель родился в Самаре». Цитаты Горького взяты из его очерка «Самара во всех отношениях», опубликованного в «Самарской газете» в 1896 году.

В начале XX века в Самаре было 23 кирпичных завода, каждый из которых имел свое клеймо. На экскурсии по самарским дворикам можно увидеть пять знаков разных заводов и послушать историю каждого. Например, кирпичам Летягина отдавал предпочтение городской голова Михаил Челышев. Говорят, он выбирал кирпичи очень тщательно: сначала клал их в бочку с водой и наблюдал, не наберёт ли тело кирпича воды, не пористый ли он. Затем бросал выборочные кирпичи из окна второго этажа и смотрел, не разобьются ли они, и только после таких проверок заказывал партию.

 


Прежде всего в Самаре бросается в глаза общий характер ее архитектуры. Тяжелые, без каких-либо украшений, тупые и как бы чем-то приплюснутые дома заставляют предположить, что и люди, живущие в них, тоже тупы, тяжелы и приплюснуты жизнью.
Посмотреть эту публикацию в Instagram

САМАРСКИЙ 🧱 КИРПИЧ ⠀ 🧐А вы знаете, что значит эта аббревиатура? ⠀ 🌊В середине XIX века богатые известняком и глиной почвы побережья реки Самары и нынешнего Красноглинского района города обратили на себя внимание купцов, занимавшихся в то время в основном торговлей зерном, лесопильным, кожевенным и салотопенным производствами. ⠀ 🏭Начавшееся массовое строительство каменных домов в Самаре привели, по данным самарского городского головы Петра Владимировича Алабина, к возникновению 16 кирпичных заводов к 1875 году. Вместе с тем, стоит отметить, что поначалу это были в основном мелкие кустарные мастерские. ⠀ 📈Большой популярностью, несмотря на высокие цены, пользовался красный кирпич заводов купца и лесопромышленника Летягина. Знаменитый кирпич с клеймами на тычке «Н-въ Летягина въ Самаре с 1879 года», «Летягина» и клеймами с номерами заводов производился на трех предприятиях, принадлежавших Ивану Петровичу Летягину в поселке Запанское👷🏻‍♂️. ⠀ 📍Точное местонахождение: у Колесникова оврага и ветряных мельниц в поселке Новый Оренбург (сейчас поселок Запанской), и у самого полотна железной дороги (справочник «Вся Самара за 1900 год»). ⠀ Вот такие послания из прошлого можно встретить, гуляя по старой Самаре!🚶🏻‍♂️

Публикация от ЭКСКУРСИИ ПО САМАРЕ (@art_excursions)

В Самаре жил купец, которого можно сравнить с Германов Стерлиговым – на центральной улице нашего города он продавал молоко и хлеб по завышенной цене, считалось, что его продукты самого высокого качества, покупать у него было модно. Кстати, он – настоящий предприниматель – сдавал даже свои подворотни в аренду. 

 


В то же время в городе существует очень много людей, обладающих миллионными состояниями, нажитыми от трудов праведных, от которых, по пословице, нельзя нажить именно и только домов каменных. Пословица ничего не говорит о невозможности нажить от трудов праведных миллионы, и таким образом я могу думать, что самарские богачи нажили сначала миллионы, а потом уже стали строить неуклюжие каменные дома; и, думая так, я совершенно уничтожаю возможное подозрение местных богачей в том, что их каменные дома есть результат их неправедных трудов.

В неприметном дворике на бывшей Николаевской расположились большие конюшни, местные извозчики хорошо знали туда дорогу: они брали в аренду лошадей местного купца из его «автопарка» и зарабатывали на этом себе на хлеб. «Убер» того времени процветал до открытия конно-железной городской дороги.

 


Конка дает некоторым именитым гражданам привилегию бесплатного проезда по ней во все концы России, по воде и суше вплоть до успокоения граждан в лоне Авраамлем. Кажется, именно за это она пользуется привилегией не платить ни гроша за место, занятое ею под свой парк, но, как говорят, обязана брать себе лошадей у известного лица и по известной цене, не ниже 1 рубля 15 копеек и не выше 2 рублей 70 копеек за голову.

Само собою разумеется, что при такой цене лошади не отличаются особенной красотой, резвостью и силой, так что был случай, когда поставщик их, видя, что проданная им кобылка, ста семи лет от роду, вагона везти не в состоянии, — вылез из своей коляски и сам впрягся в помощь ей и, не смущаясь тем, что он хорошо известен городу, вёз вагон от Панской улицы до думы, куда и ушел, выпрягшись из упряжи.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Дом Исайа Либерфорта Аарона Загадочный герой нашей рубрики #историяодногосамарскогодома ⠀ 📍Чапаевская, 110 (бывшая Николаевская, 130) 📜Дата постройки: начало XX века (1899 г.) ⠀ ☝🏻Дом Либерфорта считается одной из ранних построек в стиле модерн в Самаре! Пишут, что там был сам Валериан Куйбышев! ⠀ О нем мало известно: архитектор неизвестен, дореволюционные фото отсутствуют😞 Но мы всем советуем прогуляться до него: оценить уникальную архитектуру, сохранившуюся до наших дней, пусть и далеко не в идеальном состоянии.

Публикация от ЭКСКУРСИИ ПО САМАРЕ (@art_excursions)

Сложно представить, что в жаркую ветреную погоду находится в историческом центре 100 лет назад было жутко дискомфортно. Пыль смешивалась с экскрементами животных и оседала в легких самарцев. Все, кто мог позволить себе уехать из города, арендовали дачи и покидали раскаленную Самару.


Она также более грязна, пыльна и пахуча, чем, например, Казань и Астрахань; у нее более скверные мостовые, чем в Нижнем и Ярославле; она более неподвижна и более преисполнена косностью к умственным интересам, чем Симбирск, город удивительно сонный и тихий, точно умирающий от старческого маразма.

Изначально здание филармонии выглядело несколько по-другому и располагалось примерно на 20 метров ближе к перекрестку. Здание театра-цирка «Олимп» видело приезд самого Федора Шаляпина (хоть он первое время и отказывался там выступать).


Еще в городе есть театр, красное здание очень занимательного архитектурного стиля, напоминающего о тех игрушечных картонных домиках, которые делают бедные вдовы для продажи детям.

В этом театре в узаконенное время играет труппа людей, более или менее смело называющих себя артистами. В истекший сезон некоторые монстры, никому не известные как артисты, но вполне обладавшие смелостью, достаточной для того, чтобы изображать из себя артистов, переряжаясь в разнообразные костюмы и в них выступая перед публикой, произносили разные слова, из чего самарская публика несколько поспешно и с большим добродушием заключила, что это они «играют».

Улицу Саратовскую (Фрунзе) часто называют музеем под открытым небом, так как большая часть музеев расположена именно здесь: Музей истории города, Музей Гражданской войны, Музей Рязанова, Литературный музей, Музей Модерна и знаменитый Бункер Сталина.

 

Здесь можно узнать о грядущих экскурсиях, а здесь – прочитать интервью организаторов экскурсий Анастасии и Александра Андросовых для премии ТОП 50.

,
Комментарии

Наши проекты