"Монти Пайтон" жив! В отличие от попугая

12 августа в кинотеатре "Гранд Синема" состоялся очередной показ в рамках проекта Theatre HD, организованного арт-объединением Cool Connections. На этот раз транслировали не просто театральную или оперную постановку, а нечто совершенно иное — концерт классиков английского юмора, комик-группы "Монти Пайтон". Мы побывали на показе и узнали, помешал ли возраст их чувству юмора и актуальны ли их знаменитые скетчи.

Эрик Айдл, Майкл Пэйлин, Терри Джонс, Грэм Чепмен, Джон Клиз и Терри Гиллиам как единое целое впервые заявили о себе в 1969 году, когда на экраны вышло их шоу "Летающий цирк Монти Пайтона". Пять британских комедийных актеров и один непатриотичный американский иллюстратор скоро завоевали весь мир своим абсурдным юмором, острой сатирой и новым подходом к комедии. Нелюбовь к панчлайну, ударной анекдотической концовке, и любовь к алогизмам давала "пайтонам" большой простор для фантазии: скетчи всегда заканчивались неожиданно — обращением к зрителям, выходу актеров из кадра или удивительно органичной анимацией Терри Гиллиама. Выпустив четыре сезона "Летающего цирка", четыре полнометражных фильма и один масштабный концерт в Америке, группа фактически прекратила существование после смерти одного из участников, Грэма Чепмена, пару раз собираясь для мероприятий вроде ностальгической встречи-концерта в Аспене или съемок документального фильма. Но, притянувшись к друг другу однажды, "пайтоны" не смогли расстаться навсегда — идея создания еще одного совместного проекта витала в воздухе и головах, чтобы позднее трансформироваться в общий концерт-шоу-мюзикл, иронично названный "Монти Пайтон живьем (почти)". Масштаб воссоединения впечатлял: целых десять концертов в лондонской O2 Арена, трансляции в кинотеатрах по всему миру и по одному телеканалу. Билеты на первое выступление разошлись за 40 секунд (к слову, Арена вмещает 20 000 зрителей). Конечно, воссоединение "пайтонов" в столь почтенном возрасте (каждому из них уже за 70) вызывало закономерный вопрос: будет ли это так же смешно и свежо, как 45 лет назад?

В начале концерта "Монти Пайтон" сделали реверанс в адрес другого культового британского шоу: научно-фантастического сериала "Доктор Кто", отметившего в прошлом году свое сорокалетие. Участники комик-группы появились из синей будки, недвусмысленно намекающей на ТАРДИС, машину времени из сериала, только с другим, более ироничным названием — RETARDIS (retard — англ. "отсталый" + TARDIS). Самоиронии у "пайтонов" хоть отбавляй — шутки про старость, потерю памяти, разводы Джона Клиза и сценические ляпы, выливающиеся в плохо сдерживаемый смех самих актеров и бурную реакцию зала, были очень органичны и ненавязчивы. Комики не пытались выглядеть моложе и энергичнее, чем на самом деле — исполняя женские роли, они уже не надевают каблуков (за них это делает их друг и последователь, британский комик Эдди Иззард) и не скрывают за гримом морщины. Но при этом не боятся, будучи успешными "сынами своего Отечества", сделавшими карьеру в разных областях — на телевидении, в литературе, кино — выходить на сцену в женском нижнем белье для скетча про судей нетрадиционной ориентации, лихо отплясывать с гитарой под песню о пьяных философах и метко использовать нецензурные слова. "Я счастлив признать, что это [шоу] очень грязно и отвратительно" — говорил в своем Twitter Эрик Айдл. Но он все-таки слукавил — в случае с пайтонами даже самые пошлые шутки превращаются в образец английского юмора, а фразы с бранными словами — в афоризмы. 

Знаменитые скетчи — "Мертвый попугай", "Испанская инквизиция", "Песня дровосека" и другие, как и предполагалось, сыграли снова, но в совершенно ином исполнении: либо они превращались в музыкально-танцевальный номер с кордебалетом и атмосферой кабаре, либо их переигрывали другие участники труппы. Почти все реплики воспринимались так, будто были написаны вчера. Даже если вы знаете наизусть каждый диалог, "пайтонам" всегда есть чем вас удивить. В известном анимационном скетче Терри Гиллиама, где рука пытается сорвать фиговый листок со статуи Давида и успешно это делает, на месте листка появляется лицо Владимира Путина со словами: "Эта часть экрана недоступна в нашей стране". Актуальность этого неожиданного хода вызвала аплодисменты в кинозале, что на показах полнометражных лент бывает нечасто.

Отсылки к современности не ограничивались политическими шутками — изготовитель шоколадных конфет с настоящими лягушками, художник, который руководствовался приципом "Я так вижу" и изобразил 28 апостолов на "Тайной вечере", научный сотрудник, открывший, что динозавры узкие на концах и широкие посередине (о, великий ум британских ученых!), а также продавец сырной лавки, в которой нет сыра (ситуация, как никогда актуальная в связи с санкциями), даже спустя 45 лет остаются героями нашего времени. 

Как и на настоящем спектакле, был пятнадцатиминутный антракт — очень полезная вещь, которой не хватает на киносеансах.

Пайтоны просто не могли забыть своего почившего участника, недаром слоган шоу звучит как: "Один внизу, пятеро в строю". Нет, они не стали делать модных сейчас голограмм — Грэм Чепмен появился на экране в своих самых известных образах из старых постановок. Обратились к нему и во время исполнения скетча "Мертвый попугай" — последний должен встретиться с Грэмом на небесах. Песня "Рождество в Раю", исполненная Чемпеном в финале фильма "Смысл жизни по Монти Пайтону", с экрана сошла на сцену, где Сэмуэль Холмс, молодая звезда "Спамалота", мюзикла по мотивам фильма "Монти Пайтон и Священный Грааль", заменил Грэма — но только на одно шоу.

Всемирная любовь к творчеству "Монти Пайтон" подтвердилась явным и неявным участием в спектакле знаменитостей из разных областей — Стивен Хокинг переехал нудного британского телеведущего профессора Брайана Кокса и запел "Галактическую песню", ведущие "Top Gear" заочно появились в скетче "Шантаж", а актер Майк Майерс поберег репутацию, намекнув о своих неприличных секретах. Каждый вечер в течение десяти шоу на сцену выходили актеры разной степени мировой популярности: Стивен Фрай, Саймон Пегг, Ноэль Филдинг и другие. Возможность побывать в одном скетче с пайтонами получили и простые смертные, но не бесплатно — вырученные средства были отправлены на благотворительность.

Закончилось шоу совместным исполнением песни "Всегда смотри на светлую сторону жизни". В "Житии Брайана по Монти Пайтон" она звучала в сцене распятия главного героя, что придавало ее тексту оттенок черного юмора. В 2012 году Эрик Айдл спел ее на церемонии закрытия Олимпиады в Лондоне, сделав песню из культовой британской всемирно известной. А в финале концерта "Монти Пайтон живьем (почти)" она выглядела как жизнерадостное и трогательное признание в любви зрителям, друг другу и миру.

Балансируя на грани между тонким юмором и балаганом, "Монти Пайтон" снова сделали то, что и 45 лет назад — невероятно смешное шоу про все на свете. Истоки современной англоамериканской комедии нужно искать здесь — без "Летающего цирка" не было бы комедийных сериалов, любимых миллионами. В последнее время к живительному источнику приникли и русские комики, которые пока неуверенно, но старательно пытаются встать на путь истинный. А мы можем завидовать британцам, имеющим такое наследие и продолжать смотреть "Монти Пайтон", вновь и вновь открывая для себя безграничную и не подвластную времени силу и глубину их юмора.

Источники фото: Cool Connections, Monty Python's Spam Club

Валерия Завьялова,
Комментарии

Наши проекты