18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Арсен Хаиров: "Архитектура — не просто дома и фасады, а в первую очередь — пространство"

Выпускник казанского архитектурно-строительного университета, глава московского архитектурного бюро HEADS Group, стал победителем на лучший проект в открытом архитектурном конкурсе на реконструкцию торгового центра «Кольцо». 

Что означает название вашего бюро?

HEADS Group — аббревиатура: Human Earth Architecture Design Solution Group — «человечество, Земля, архитектура, проект, решение». То есть я и мои коллеги — Владислав Куликовский, Маргарита Подгорная — предлагаем архитектурные проекты, учитывающие своеобразие регионов и интересы людей, проживающих в них. 

Как вы учли интересы казанцев в проекте реконструкции «Кольца»?

Мы восстановили фронт по улицам Пушкина и Бутлерова, вернув очертания ромба площади Тукая. Предложили идею двух сценариев фасада: днем объем ТЦ выглядит современно и цельно, отражая функцию объекта. Разная этажность и сблокированность объемов здания делает его сомасштабным окружающей застройке. Ночью, благодаря подсветке и витражам разной степени прозрачности, проступают силуэты исторических зданий. Фасад декорирован перфорированными металлическими панелями. В них переосмыслен татарский орнамент. Таким образом, здание отражает татарстанскую идентичность. 

Может ли ваш проект в процессе реализации измениться до неузнаваемости?

Во избежание этого мы обязательно будем вести авторский надзор. По идее, он должен оплачиваться, но чаще держится на энтузиазме архитекторов, причем не только в нашей стране. Например, известное датское бюро BIG на свои деньги покупало материалы для фасадов, чтобы спасти замысел проекта. 

В каких еще конкурсах побеждало ваше бюро?

Мы выиграли во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях с проектом парка «Орешник» для города Агрыза. Успешным было участие в конкурсе на дизайн детской поликлиники, который организовала группа компаний ПИК — крупнейший застройщик жилья в Москве. Наконец, наш проект жилого комплекса в Твери признал лучшим ижевский застройщик «Талан». 

Сколько у вас реализованных проектов?

Представляете, после университета я пять лет работал в Мосинжпроекте  — самой крупной строительной компании в России, и до сих пор многие станции метрополитена, которые мы там проектировали, на стадии реализации. Архитектурные идеи быстро не воплощаются, а HEADS Group существует всего два года. К тому же мы делаем здания, парки, а не просто дизайн интерьера квартир. Сейчас у нас в реализации благоустройство трех парков, жилой комплекс и загородная вилла. На стадии завершения офисное здание на проспекте Универсиады.  

Рядом улица Халева, где прошло твое детство. Нравится вектор развития этого микрорайона?  

На мой взгляд, он не совсем правильный. Раньше район был сродни лесопарку — пятиэтажные хрущевки утопали в зелени. А сейчас здесь плотность и этажность застройки такая, будто это спальный район вдали от центра. Хотелось бы более человечной этажности и комфортной безбарьерной среды с вело- и пешеходными дорожками. Ведь архитектура — это не просто дома и фасады, а в первую очередь — пространство.  

Почему после окончания КГАСУ ты поехал работать Москву? 

Потому что это дает больше возможностей для роста. В моей профессии образование не должно заканчиваться после вуза. А уровень архитекторов в столице значительно выше. Но мы, учредители HEADS Group, хотим не только сами развиваться, но и повышать качество архитекторов в стране. У нас есть идея создания онлайн-школы, которая позволит всем получать дополнительные знания. 

Идеи каких архитекторов вас вдохновляют?

Нашему бюро импонирует подход Бьярке Ингельса — он пытается увязать архитектуру со средой. Его объекты нельзя выдернуть из окружающего ландшафта и поставить в другое место. В книге Ингельса «Hot to cold» говорится о серьезной проблеме: появляются новые материалы, развиваются инженерные технологии, и в результате любое здание стало возможно реализовать в любом климате. Таким образом, города начинают терять своеобразие. 

Твой отец — известный казанский прозаик Адель Хаиров — повлиял на выбор твоего жизненного пути?

Родители увидели во мне тягу к макетированию, конструированию разных элементов и аккуратно подталкивали в правильном направлении. То, что я пошел в архитектурный вуз, — их заслуга. Большую роль сыграли поездки в европейские страны — благодаря им я получил богатый визуальный опыт. Разумеется, отец привил мне любовь к чтению. Однако сейчас я в основном читаю специальную литературу, так как надо повышать свой профессиональный уровень. 

Чем занимаешься в свободное от работы время?

Изучаю архитектуру, хожу на фитнес, увлекаюсь картингом. Слушаю электронную музыку — только тех исполнителей, кто находятся в мировом рейтинге: это Royksopp, Mladen Solomun, Trentemøller.

А еще важно знать, что 
Арсен Хаиров занимается инвестированием на фондовом рынке, изучает отчеты российских и зарубежных компаний, делает выводы на их основе: находится ли какая-то компания в растущей динамике, увеличивается ли ее прибыль или, наоборот, она только создает видимость того, что у нее все хорошо. Так он находит перспективные, недооцененные финансистами компании и становится их акционером.

Текст: Галина Зайнуллина
Фото: из личного архива А.Хаирова

 

 .

 

Комментарии (0)

Купить журнал: