Юлия Лукашенко: "Мы сами выбираем, быть нам бедными или богатыми"

Казанский журналист, бизнес-коуч и психолог написала свою первую книгу о психологии денег «Люди, которые играют в деньги и Деньги, в которые играют люди», которая вышла буквально на днях в московской компании Finversia. 

Как родилась идея книги?  

Вдохновил меня на написание этой книги Ян Арт (президент компании Finarty, главный редактор портала Finversia - прим. ред.). Поскольку я работала корреспондентом на портале Bankir.ru, а до этого закончила медицинскую академию и являюсь практикующим клиническим психологом, то у меня уже было достаточно много наработок на стыке тем финансов и отношения к ним. Я просто подняла их и использовала.  Книг про деньги, на самом деле, немало. Но полезных - не очень много. Надеюсь, что моя будет полезна. Потому что она не только о финансах, она больше о психологии. 

Сколько времени заняла работа над книгой? 

Где-то месяц. Хотя это моя первая книга, но до этого у меня были публикации с похожей проблематикой. Мне кажется, что любое действие мы совершаем, когда готовы к нему. У меня все сложилось: пригодились все мои высшие образования, предыдущее творчество, наработанный опыт.   

Если коротко, о чем она? 

Она о связке «люди и деньги» - в различных аспектах, о свободе выбора и осознанности. Она о том, как мы относимся к деньгам и через это относимся друг к другу.  

Кому полезно будет прочитать эту вещь? 

В первую очередь тем людям, которые все время ноют, что им не хватает денег. Избавление от любой проблемы начинается с ее осознания. Это как с алкоголизмом. Чтобы его вылечить, человек должен признать, что он алкоголик. Если ты понял, что нехватка денег зависит только от тебя, а не от внешнего мира, тогда - вперед! Но если бы это так легко было осознать, то понятие бедности, уже давно бы кануло в Лету.  Мое обращение к мнениям всемирно известных финансистов, предпринимателей, ученых, писателей и философов о деньгах имело целью как раз облегчить процесс осознания. Ведь эти люди уже прошли свой путь… Иногда существование хорошей модели для подражания здорово помогает. 

Почему, на ваш взгляд, кто-то беден, кто-то богат?  

Мы сами выбираем, быть нам бедными или богатыми.  Если мы хотим быть богатыми, мы должны понять, а почему мы до сих пор не там. Изучить, что мы делаем не так, и сделать первый, второй, третий шаги к богатству.  Что это за шаги и почему мы должны делать именно их? Ответам на эти вопросы посвящена большая часть моей книги.  

Но ведь есть люди, к которым деньги просто липнут, а к кому-то они не идут, какие бы усилия он не прикладывал... 

Да, это так. Но все зависит от того, что люди сами об этом думают. Человек должен понять, что причиной всего является он сам. У меня целая глава посвящена людям, которые уверены в том, что любимым делом не заработаешь. Да это так, если не брать на себя ответственность. Но, когда мы получаем максимальный доход? Когда мы делаем что-то на отлично, cool, ice и так далее. А делаем на отлично мы чаще всего то, что нам нравится делать. Именно тогда мы находимся в состоянии потока, драйва, когда нам не нужно каких-то дополнительных мотиваций, нас просто прет от того, что мы делаем. И нам за это платят. Есть люди, которые считают, что зарабатывать деньги нужно тяжким трудом. И понятие «легких денег» у них ассоциируется с тем, что что-то получил даром.  

А на самом деле? 

Легкие деньги - как раз те, которые получаешь за ту работу, которая нравится. И если ты допускаешь такое понимание, то тогда начинаешь получать деньги более легким способом для себя. И получаешь от этого кайф. Человек, который не позволяет себе получать деньги легко, для него и любовь получать тяжело, потому, что то, что мы делаем с любовью, мы делаем легко. А если человек не любит себя, то он не любит и других. Я и в книге пишу о деньгах, подразумевая любовь.  

Что можно сказать людям, которые жалуются, что берут по две ставки, подрабатывают, а им все равно не хватает? 

Если человек выбирает роль жертвы, то это очень удобная позиция для влияния: жертва чрезвычайно влиятельна. Но это его выбор - он предпочитает быть бедным. Есть хорошая притча о трех каменщиках. К ним подходит монах и по очереди спрашивает у каждого, что он делает? Первый каменщик со злобой отвечает: «Я колочу по камням зубилом. Это трудная работа, и она мне не нравится». Второй каменщик говорит, что он мешает раствор и будет укладывать камни, за что ему заплатят деньги. А третий на тот же вопрос заявил, что строит Шартрский собор.  

Я привожу эту притчу в книге к тому, чтобы спросить у людей: а в чем смысл их работы? Причем, именно смысл, а не цель, потому что цель - это точка, к которой нужно идти, а смысл - это вопрос, который ставит перед вами жизнь. То есть, это зона творчества. И когда люди приходят к тому, что смысл соответствует их предназначению, тогда вопроса денег вообще не существует. Деньги приходят сами собой. Есть много цитат на эту тему. Марк Твен вообще рекомендовал работать, не обращая внимания на деньги, как будто их не существует. А Генри Форд писал: «Алчность к деньгам - вернейшее средство не добиться денег. Но если служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке».      

Может быть, кому-то нужно пересмотреть свой бюджет, сократить траты? 

В книге две главы посвящены практическим советам по экономии.  Я подробно разбираю такую насущную для многих женщин проблему, как шопинг. Даю четкие рекомендации по оседланию этого «норовистого скакуна».  Рассказываю, какими способами нами манипулируют в гипермаркетах. Причем начинается это на входе, с рекламных роликов. Вы знаете, что по своим частотным характеристикам рекламные ролики похожи на «малые» эпилептические припадки? Они имеют одни и те же признаки. Я даю рекомендации, как этому противодействовать.  

В своей книге вы затронули тему брендов. И рекомендуете следить за модой, так как человек, одевающийся в качественные брендовые вещи создает себе имидж, который притягивает деньги. 

Это вопрос выбора. Счастье у каждого свое. Для кого-то счастье быть директором фирмы, для кого-то - уйти в дауншифтинг. Чтобы стать директором фирмы, нужен имидж, нужны бренды. С точки зрения общественного сознания, социальных требований - да, оценивают по одежке и никуда от этого не деться. И психика на это заточена: мы оцениваем человека, с которым знакомимся, первые тридцать секунд. И потом исправить это впечатление сложно. Если мы встречаем бомжа, будь он гением, но мы его воспримем как бомжа. Потом если его переоденут, может быть, что-то поменяется в нашем восприятии, но осадок останется.    

Обращались ли к вам, как к психологу, люди с какими-то финансовыми проблемами? 

С самыми разными. Некоторые, например, касались страхов. Есть люди, которые боятся тратить деньги, боятся успеха. Страхи вообще прорабатываются довольно сложно, это защитная функция организма.  И если не уходить в глубокую терапию, то мой совет –«бойтесь и делайте». Боитесь тратить деньги? Бойтесь и инвестируйте. В первой главе я как раз описываю, как пошагово бороться со своими страхами, как изменить свое отношение к прошлому, переписать свою личную историю.  

Но инвестировать тоже надо с умом... 

Хорошо сказал Джим Рон: «Философия богатого отличается от философии бедного следующим: богатый инвестирует свои деньги и расходует то, что осталось, бедный же расходует свои деньги и инвестирует то, что осталось». Я рекомендую людям поступать так, как будто они богатые и 10% от дохода отдавать на инвестиции. Представьте, что инвестиции - это шкаф, сейчас нет средств, чтобы что-то в него повесить. Но может, его хотя бы открыть... Ведь деньги - это энергия, и, если их не тратить, они не приходят, потому что им некуда приходить.  

А еще важно знать, что 
Юлия Лукашенко закончила Казанский авиационный институт. Работала в банковской индустрии, затем – в информационном агентстве Bankir. ru. Журналист, художник, бизнес-коуч, психолог-консультант, автор серии публикаций и телепрограмм по темам психологии, карьерного развития, финансового рынка, рынка делового образования. Ведет частную практику. 

Текст: Элеонора Рылова
Фото: Юлия Калинина

 

Гуля,
Комментарии

Наши проекты