18+
  • Город
  • Город
Город

«Татарская слобода была замкнутой средой, которая самостоятельно удовлетворяла собственные потребности»

Одним из самых значимых событий прошедшего фестиваля  «Сенной базар» стало выступление старожила татарской слободы Нурании апы Биктимировой. Она поделилась воспоминаниями о себе, родителях и жизни в слободе, а также оценила современное состояние слободы

Ранее «Собака.КЗН» уже разговаривала с Нуранией апа. Прочесть ее рассказ можно здесь. 

Татарская слобода была замкнутой средой, которая самостоятельно удовлетворяла собственные потребности. Здесь были рынки, различные мастера, можно было найти любой товар. Да и люди в то время умели что-то делать руками. Будучи детьми, мы очень радовались проезжающим автомобилям (они тогда были редкостью), когда появились трамвайные пути, мы не сговариваясь мыли водой рельсы после проезжающего трамвая. Зимой жители на рельсах перед домом убирали снег.

Моя мама была одной из первых в слободе гимназисток. Она учила русский и французские языки. Причем преподавал французский учитель из Франции. Я до сих пор храню  книги, по которым она училась. Множество учебных принадлежностей печатались в типографии Каримовых (здание и сейчас стоит на улице Парижской Комунны). Скорее всего, эта часть работы для Каримовых была в убыток, но они делали ее, чтобы распространять знания среди татарского населения. Сама я училась в 80-й школе. Там было очень хорошее образование. Уже после четырех классов мы могли идти учителями в деревенские школы. Во время войны не хватало дров и мы должны были каждый день приносить по одному полену в школу. Дома дров тоже не хватало. Но никто не хотел, чтобы учеба останавливалась.

В татарской слободе существовала традиция помогать необеспеченным жителям слободы в месяц Рамадан. Все, кто мог, собирали разные нужные вещи - это могли быть валенки или полмешка зерна. Богатые люди, могли дать и целый мешок. Слобода жила очень бурно своими традициями, обычаями и привычками. Жизнь кипела скорее не на улицах - нельзя представить, чтобы по улицам здесь гуляли шумные компании, - а во дворах, за воротами. Устраивали разные посиделки. На праздники соседи договаривались, кто что будет печь и варить, чтобы не повторяться.

В советское время все мечети были закрыты, кроме мечети Марджани. Я жила на Тукая, 94. Бабушка специально отправляла меня на улицу Каюма Насыри послушать азан. Мои подруги жили тогда рядом с Апанаевской мечетью на той же улице. Я по-детски завидовала тому, что им не нужно далеко ходить. К счастью, сейчас все исторические мечети снова работают. В этом году открыла двери обновленная Галеевская мечеть.

В деревнях есть традиция: после рождения ребенка топить баню для гостей. В деревне у каждого есть своя баня. Мы в городе ходили в Плетневские бани, построенные предпринимателями Крестовниковыми. Старожилы про себя говорят: «Мы родились на камнях Плетневской бани». Традиция была такая: новоявленный отец наказывал затопить баню и поддерживать ее целый день, чтобы помылись все желающие. Выходя из бани, говорили: «Мы помолодели, прибавили здоровья, дай Бог здоровья и младенцу». Кроме мы того мы купались в Кабане и пили оттуда воду. Если мы не слушались, бабушки пугали нас су анасы. Она могла прийти и постучать в окно. Я до сих пор ее боюсь. Если слышу поэму Тукая, то вздрагиваю, вспомнив детство. Я часто вспоминаю бабушек и дедушек. Мне даже внук говорит: «Дәү әни, ты только и говоришь, что о своих бабушках».  

Старо-татарская слобода имеет особенность: здесь не было домов выше двух этажей и не было двух одинаковых домов. Богатые люди, конечно, соперничали в том, чей дом будет лучше. Это заметно на улице Тукая (бывшая Екатерининская). Эта длинная улица, но идентичных домов там не было. Каждый дом имел свое имя и свой голос. Для меня близок каждый камень в слободе, потому что все здесь пропитано историей народа и историей людей, которых я знала. Во время сносов исторических домов я приходила на эти места. Мне было очень грустно. Люди вокруг говорили: «Не ходи туда, испачкаешься». Сейчас стало красиво и меня это радует. Хотя люди чувствуют, что нынешней слободе не хватает истории, поэтому они заинтересованно спрашивают: «А что было раньше?» Мне только и хочется, что рассказывать о слободе новым людям. Хотя жалко уничтоженные деревянные дома. Все это кружево узоров делали вручную. Что-то я даже собирала потом в руинах, чтобы сохранить. Нужно любить место, в котором живешь и тогда все получиться.

Комментарии (0)

Купить журнал: