У соотносимой по населению с Казанью столицы Бельгии тоже немало проблем с пробками и частными авто. Мы попросили рассказать о том, как брюссельцев пересаживают из машин в метро и на велосипеды, советника по транспорту города.
В чем заключается ваша работа?
Я работаю по направлениям транспорта, мобильности и общественных работ в Брюсселе. Раньше я занимал должность консультанта в аэропорте и много контактировал с министром транспорта, занимаясь разными проектами. Мне было интересно. Позже он меня позвал к себе.
У него были другие ассистенты до вас?
Да, у него были другие советники несколько лет назад, потом он стал министром образования, а затем был переизбран на должность министра транспорта, поэтому он и искал экспертов в области транспорта.
Какие есть транспортные проблемы в Брюсселе?
Брюссель большой город, тут живет около миллиона человек. Его транспортные проблемы, думаю, такие же, как и проблемы всех крупных европейских городов. Это пробки, вызванные обилием автомобилей. Здесь не так много места, так как город старый. Мы не можем просто уничтожить некоторые здания и построить больше дорог. Мы и не хотим этого. К тому же людям нравится находиться в машинах, они используют их практически для всего.
Это всеобщее мнение?
Не только я так говорю, это мнение, поддерживаемое и другими экспертами в области передвижения, таки считает и министр, с которым я работаю, поэтому я захотел быть в его команде. Мы хотим вернуть город людям, избавившись от машин. Мы не собираемся делать это, просто закрыв дороги. Мы ищем альтернативы: поддерживаем развитие пешеходных площадок, велосипедных дорожек, а движение тех машин, которые остаются в городе после всех наших действий, должно разумно управляться. Для этого мы используем технологии обнаружения трафика, траффик-менеджмент. Мы стараемся вывести машины из города. Машины в городе - это запах и загрязнение. Они занимают места, где можно было бы гулять, отдыхать, развлекаться, слушать музыку.
Как вы собираетесь с этим справляться?
Это тяжело, потому что в нашей ответственности только город. В Бельгии намного больше людей, которые занимаются транспортом. Нам нужно больше поездов, налоги должны соответствовать этому. Мы же инвестируем в транспорт, находим альтернативы, помогаем людям находить новые варианты передвижения, распространяя информацию об общественном транспорте, об использовании велосипедов и также делая дороги более пригодными для использования велосипедов.
Вы пользуетесь общественным транспортом?
Да. У меня нет автомобиля.
Что вам не нравится в общественном транспорте Брюсселя?
Это непостоянная доступность. Например, ночью приходится садится на велосипед или брать такси, что дороже. Еще общественный транспорт - это не всегда чистый вариант, но это логично, ведь каждый день его используют сотни тысяч человек, поэтому там иногда немного грязно.
А какой вид общественного транспорта самый популярный?
Как обычно развивают транспортную систему? Ты смотришь, что нужно городу и стараешься найти наилучшее решение для этой проблемы. Вообще, эксперты говорят, что городам с населением превышающим миллион человек, необходима сеть метро. Подземные поезда - быстрые, вместительные, они могут отправляться каждые несколько минут. И, конечно же, город - это больше, чем просто центр и близлежащие к нему территории, обычно разные части города соединены системой трамваев, также есть автобусы. Многое зависит от того, как территории города развивались. Можно соединять системы трамваев, троллейбусов и даже метро, ну и кроме этого, конечно же, должна быть возможность для использования велосипедов и пешего перемещения.
Всегда ли велосипед является удобным вариантов?
Нельзя ожидать, что все начнут ездить на велосипедах: кто-то слишком молод, кто-то недостаточно силен, кому-то просто не нравится, может, им холодно. Но появилось новое решение - электровелосипеды. Пожилые люди переходят на них, или, что интересно, начинают ездить на велосипедах именно с них. Для тех, кто совсем не может пользоваться велосипедом, есть общественный транспорт и такси. Для особых случаев, например, если тебе нужно забрать друга, а потом поехать в другую часть города или страны, ты можешь взять машину, это не проблема.
Каждый раз ты должен делать выбор: так, мне нужно отсюда сюда, что же делать? Велосипед сойдет? Окей, тогда я беру велосипед! Слишком далеко для велосипеда, или мне нужно отвезти ребенка или перевезти стол? Окей, тогда я возьму машину. Мне нужно только в одну сторону? Тогда я могу взять такси или поехать на автобусе. Все зависит от цели поездки и пункта назначения.
Также в Брюсселе мы занимаемся байк- и каршэрингом. Есть общественные велосипеды, но есть еще и общественные автомобили. Это машины находящиеся в городе, доступ к которым ты можешь получить через приложение в своем телефоне или взяв где то ключи. Можно использовать машину только изредка, так можно прилично сэкономить: не покупать машину, но лишь брать ее время от времени, когда захочется. В результате меньше людей владеют авто, решаются проблемы с парковкой, освобождается место для чего то нового, воздух становится чище. Общественные автомобили могут быть и электрокарами, малогабаритными авто с меньшими двигателями. Таким образом, смесь способов передвижения делает город лучше, освобождает место и рождает новые возможности, делает людей активнее.
Что может заставить людей отказаться от автомобиля?
Люди принимают решения, опираясь на деньги и время. Если общественный транспорт очень медленный - это не вариант. Люди думают о деньгах, но они многое забывают. После покупки машины они думают: ура, теперь мне не придется платить один евро за проезд, ведь это слишком дорого. Но они забывают, что потратили тысячи и тысячи евро на машину. Людям тяжело привить другую точку зрения, но когда у них есть хорошие альтернативы, они начинают задумываться, ведь деньги, неизрасходованные на машину, они могут потратить на себя. Вот, кстати, ты показывал, что у вас в Казани активно ездят через мосты - может, сделать их платными? Я понимаю, что идея несколько неожиданная, но она бы заставила людей задуматься о необходимости авто.
Какие города, по вашему, являются образцом с точки зрения организации движения?
Таких городов много. Амстердам с его велосипедной системой, Копенгаген, большинство городов в Швейцарии. Даже некоторые американские города уменьшают количество автомобилей: там дорогая парковка, и они находят альтернативы в общественном транспорте и велосипедах.
Что удивило Строббе в транспортной системе Казани:
- То, что станции метро не построено около главного железнодорожного вокзала.
- То, что вторая строящаяся линия метро соединяет только спальные районы.
- Иногда внезапно загорающиеся китайские автобусы.
- Отсутствие внятной системы общественного транспорта в вечерние часы.
- Но - исключительная дешевизна билета, при отсутствии удобных тарифов для пересадок.
Радиф Кашапов
Комментарии (0)