Мишель Гондри выдержал многозначительную паузу после голливудского «Зеленого шершня» (2011), вернулся во Францию и экранизировал «Пену дней» Бориса Виана, доказав, что для него невозможного нет.
Казалось, Мишель Гондри полностью поглощен Голливудом и будет двигаться по тим-бертоновской траектории, снимая типовой, в общем, entertainment, но с легкими нотами странности. Чтобы и овцы — массовый зритель — были целы, и волки-синефилы — фанаты клипов Гондри для Бьорк и Radiohead, поклонники «Вечного сияния чистого разума» и «Науки сна» — отхватили духовной пищи. Режиссер, однако, оказался нонконформистом и повторил маршрут Вуди Аллена: проделал путь из прагматичной Америки в романтический Париж.
Сумасшедшая идея экранизировать «Пену дней» Бориса Виана не вызвала бы понимания на Голливудских холмах, а во Франции это все же национальная классика. Уже было предпринято несколько попыток перевести поэтические галлюцинации видного сюрреалиста на язык кино, но ни одна не убеждала. Впрочем, Гондри с его искушенностью в сновидческих материях будто специально рожден для визуализации прихотливой прозы. Он с упоением сочиняет фантазийный виановский Париж, миксуя ретро с футуристическими фантомами. Изобретатель Колен (Ромен Дюри) тут хвастает пианино, смешивающим коктейли, справляет свадьбу с Хлоей (пожизненная Амели — Одри Тоту) под водой и передвигается на машинеоблаке.
Гондри отказался от компьютерных эффектов, прибегнув к старым добрым комбинированным съемкам и помощи французского художника Пьера Ренсона. Костюмы сделала давняя сподвижница режиссера Флоранс Фонтен. Атмосфера фильма настолько ирреальна, что даже явление говорящей мыши (ее, кстати, играет бывший житель города Орла актер Саша Бурдо) выглядит органично. Если уж Гондри добрался до мышей, то странная фабула «Пены дней» (Хлоя заболевает из-за выросшей в легком лилии) его точно не пугает — он покорно следует за сюжетом. Настолько, что не пытается прилепить к этой печальной истории хэппи-энд.
«Пена дней», в прокате с 4 июля
Текст: Андрей Пронин
Комментарии (0)