Так ли важно в XXI веке быть арт-эрудированным или достаточно «костюма с иголочки»?

Интересоваться искусством – это хайп или новое сознание? Мы объединили моду и искусство в диалогах инсайдеров этих стихий. Наши герои диалога - Айше Агекян, управляющая ТРЦ «Мега Екатеринбург» и Мария Малыщук, арт-медиатор, координатор Женского клуба попечителей ЕМИИ, основательница фонда уральских художников Malyshchuk foundation.

Айше Агекян, управляющая ТРЦ «Мега Екатеринбург»

 «Мега» давно стала большим, чем просто торговый центр. Это просветительская площадка. Это событийное место. Наша задача - понятным простым языком рассказывать людям, – а у нас очень большая аудитория – о том, какие виды искусства бывают, в чем их суть. Балетные труппы, «Другой оркестр», модные показы, выставки – поначалу гости торгового центра недоумевали от таких активностей. Сейчас уже ожидают их от нас. 

Мария Малыщук, арт-медиатор, координатор Женского клуба попечителей ЕМИИ, основательница фонда уральских художников Malyshchuk foundation

10 лет назад я ненавидела искусство. И не понимала. Работала адвокатом по корпоративным спорам и была далека от этого. Одной из причин моей ненависти к современному искусству была некомфортная среда нахождения – полуподвальные помещения, какие-то сомнительные инсталляции из мусора и так далее. Когда я пришла в «Мегу», поняла, что наши ценности схожи: там создана культурная среда, классное пространство, где можно обсуждать самые разные темы. Если говорить про моду на искусство, я бы сказала, что это уже мастхэв. Причем, очевиден запрос на интеллектуальные события. «Мега» в этом смысле впереди планеты всей. В прошлом году случился наш первый совместный проект «Портрет Гардероба».

Айше: Бытие определяет сознание. Рестораны, сервисы, классный парк – в новом пространстве торгового центра люди стали чувствовать себя иначе.

Мария: Мне комфортно проводить мероприятия для людей, которые хотят себя обогатить. Искренне интересующийся человек формирует определенное окружение, может выстроить новые коммуникации, продвинуться в карьере. Да, встречают по-прежнему по одежке, но провожают по содержанию. И одно без другого не работает.

Айше: И я за баланс. Социум диктует определенные условия и дресс-код успеха, но все должно быть гармонично. Печально, когда шопинг превращается в шопоголизм, движимый целью «быть крутым». Если хочешь быть услышанным другими, нужно соответствовать ожиданиям внутренне и внешне.

Мария: Если человек интересуется искусством исключительно ради моды, это считывается.

Айше: На мой взгляд, сейчас время понятности и демократичности. Современное искусство, в отличие от предыдущих эпох, должно иметь прикладную направленность, то есть люди должны понимать, как арт применим в их жизни. Эрудированный человек может найти общий язык в любой среде. Ему открывается больше дверей. Кроме того, мне близка теория «80 на 20», когда двадцать процентов людей ведут за собой остальных, задают тренды, показывают направление, делятся с другими тем, что накопили, потому что, в конечном итоге, хотят изменить мир к лучшему через новое сознание окружающих. Важно, чтобы это меньшинство понимало эту свою истинную миссию и не уходило в элитарность и замкнутость.

Мария: Настоящее искусство отличается от декоративного украшательства. Если работа художника заставила остановиться, заглядеться, пусть даже вызвав дискомфорт и протест, значит, в ней есть сильная идея. Я специально выучилась на медиатора, чтобы помочь зрителю и автору понять друг друга. Поэтому нужны новые форматы встреч и общения на разных площадках, в том числе в моллах. 

  • В прошлом году Мария Малыщук инициировала социально-культурный проект в «Меге» - «Портрет гардероба» пермской художницы Анастасии Георгиевской. Главная идея – посредством искусства продолжить идею прямую зависимости успеха человека от его внешнего вида и навыков коммуникации.

  • Айше Агекян, управляющая ТРЦ «Мега Екатеринбург».

    Стильное ландшафтное озеленение, фонтаны, игровые и спортивные зоны, множество кафе - парк в «Мега Екатеринбург» площадью тринадцать с половиной тысяч квадратных метров стал одним из любимых мест отдыха горожан. 

Айше: Меня вдохновляет масштаб наших действий. Задача команды - создавать тренды и менять сознание людей, стимулируя их на то, чтобы, выходя (в данном случае от нас), они не соглашались ни на что меньшее – на худший сервис, дизайн, скучное мероприятие. И другим общественным пространствам города приходится меняться под запросы и ожидания публики. Мы запрограммированы на развитие, и если не выходить на определенный масштаб, остановиться, начнется стагнация и движение вниз. Когда постоянно задаешь новую планку, мир открывает дополнительные возможности для реализации. Остается только взять их. Это дает колоссальную энергию жизни.

Мария: Согласна, масштаб действий важен. И при глобальной идее нужные люди появляются. На фоне запросов на аутентичность, идентичность, искренность неожиданно для себя я стала посланником уральского искусства за рубежом. Создала фонд, который выводит наших художников на международный арт-рынок. Сейчас в любом уголке мира через интернет можно посмотреть работы уральцев. Наше искусство уже ждут в Европе, там понимают его ценность.

Айше: Я очень люблю Россию, но в моем понимании патриотизм должен быть практичным. И то, что ты, делаешь, Маша – это мощно. Ты даешь дорогу творческим людям, которым часто не достает практической жилки и умения приземлить свои идеи, показать себя широкой аудитории. Одаренных людей достаточно, но что значит талант, если о нем знает только ближайшее окружение? Когда мы впервые «завели» искусство в торговый центр, местная элита тоже не понимала, почему мы смешиваем аудитории, почему не проводим закрытые мероприятия. Приходилось объяснять, что элитарность – это про «делиться лучшим и ценным, а не замыкаться в себе». Я вижу, как меняется город, следуя этой идее. Идти в ногу с трендами и запросами людей – правильно, еще лучше их опережать и удивлять.

Мария: Удивлять сейчас – это не просто модно, это жизненно необходимо. К сожалению, пока восемьдесят пять процентов того, что присутствует на современной арт-сцене, – это эпатаж ради эпатажа. И в моде, кстати, такое же происходит. Губительно и печально, когда люди, не разбираясь в сути, не видят разницу и выдают эпатаж за истину. Мне периодически говорят: «Куда ты замахиваешься? Кому в Екатеринбурге нужно высокое искусство?! Займись лучше интерьерной живописью». Но нет. Пусть я буду общаться с двадцатью людьми, но с настоящими. Не смогу заниматься подделками.

Айше: Люди часто опускают руки в самом начале, думая «кому это надо». Это грустно. Я считаю, необходимо максимально хорошо делать то, что хочешь и умеешь, и результат обязательно превзойдет ожидания. Когда было принято решение строить парк, моя команда ликовала: дело в том, что для нас радость и вдохновение – это делать людей счастливыми. И если наши проекты делают жизнь людей лучше, любые инвестиции оправданы.

Мария: Денежное изобилие - в принципе, момент относительный. Правильнее заботиться о своем внутреннем богатстве, формировать достойное наследие для будущих поколений, думать об экологичности потребления и сознания.

Айше: Именно такую идею мы хотим донести своим гостям, формируя наш ивент-календарь с акцентом на осознанность во всех сферах жизни. В ноябре мы снова запускаем месяц искусств, в рамках которого «Мега» превратится в настоящую арт-площадку, где екатеринбургские и московские знаменитости представят широкой аудитории свои работы. Каждая неделя будет посвящена определенному виду творчества. Основная цель наших арт-дней – вывести искусство из рамок привычных площадок и форматов, трансформировав его из элитарного в доступное и понятное широкой аудитории.

Текст: Наталия Каплун, Фото: Евгения Улаз

@ekb.sobaka.ru,
Комментарии

Наши проекты