18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Эффект погружения

Братья Люмьер сильно бы удивились, если бы узнали, что сто с лишним лет спустя после «Прибытия поезда», зрители все так же готовы вскакивать или вжиматься в кресла, уклоняясь от несущегося с экрана железнодорожного состава. Благодаря технологии IMAX®, кино вернуло себе свою исконную функцию: удивлять. О природе «максимального изображения», а также о том, как оно изменило важнейшее из искусств, – в нашем обзоре.

 

 

С широко открытыми глазами

Эта история началась в конце 60-х, когда четыре энтузиаста из Канады решили произвести переворот в индустрии кино. К 70-му году у творческой группы уже появилось название – IMAX® и первый отснятый фильм – «Ребенок тигра», который впервые показали на «Экспо-70» в японском городе Осака. По свидетельствам очевидцев, шум в зале стоял как на футбольном матче. Оно и понятно: после выключения света, очертания экрана вдруг размывались, и изображение буквально втекало в зал. Достигался такой эффект благодаря использованию кинопленки шириной 70 мм не с поперечным, а с продольным расположением кадра.

Новый формат потребовал новых масштабов: по всему миру началось строительство кинотеатров IMAX® с гигантскими экранами от пола до потолка (самый крупный, в Сиднее, имеет размеры 35 на 29 метров). Экран IMAX не просто больше, но и другой по форме – он шире, выше и изогнут.

Кроме того зрительный зал IMAX® имеет другую форму, чем обычные кинозалы. Особая геометрия кинотеатра IMAX позволяет зрителям не только находиться ближе к экрану, но и хорошо видеть изображение с любого места. В результате в кинотеатре IMAX перед вами открывается панорамный вид, при котором задействовано периферическое зрение, и вы не только видите больше, чем в любом другом кинотеатре, но и чувствуете особый «эффект погружения IMAX®».

Впрочем, можно еще поспорить, что делает незабываемым фильм в формате IMAX®: изображение или звук. Шесть колонок, откалиброванных лазером, перемещают звук вокруг зрителей по всему залу так, что вы слышите, как булавка падает на пол и, более того, точно знаете, где именно это произошло. Вы ощущаете звук буквально всем телом.

Ну, а сердце кинотеатра IMAX это, конечно, проекционная установка с запатентованным стабилизатором четкости изображения. Специальный датчик обеспечивает непрерывную связь между экраном и проектором так, чтобы в случае даже самых мельчайших отклонений зафиксировать их и настроить максимально яркую и четкую картинку. Самая последняя на сегодня лазерная установка IMAX позволяет получать изображение в 60 раз более яркое, в 30 раз более контрастное и на 40% более масштабное, чем в обычном кинотеатре. А это значит, что если раньше мы как бы подсматривали за происходящим на экране через дверную щель, то теперь входим в открытую дверь, становясь полноценными участниками шоу.

 

Камера, мотор!

Можно перевести в IMAX уже отснятый фильм, а можно использовать возможности максимального изображения еще на этапе съемок: с помощью камер IMAX®. Вместо традиционной 35-миллиметровой пленки, эти устройства используют 70-миллиметровую, которая дает в 10 раз большее разрешение. Цель таких съемок – максимальная реалистичность. Не удивительно, что сегодня IMAX-камеры есть в арсенале самых известных голливудских маэстро: Кристофера Нолана и Майкла Бэя, Бреда Берда и Дж.Дж.Абрамса. Как замечал Том Хэнкс, «кино, снятое в технике IMAX®, совершенно завораживает людей, обостряет все их чувства». И это, пожалуй, ключевой момент.

Пять лет назад компания IMAX® объявила о разработке цифровой кинокамеры 3D с разрешающей способностью, близкой к своему плёночному формату. И снова – оглушительный успех! Само по себе извержение вулкана вряд ли может удивить современного кинозрителя. Но подключите к работе 3D IMAX-камеры, как это сделал Николай Лебедев в «Экипаже», и зрители будут прятать глаза и прикрывать головы, укрываясь от летящей на них раскаленной лавы.

Создать фантастический мир или показать реальный так, что дух захватывает, – все это под силу 3D камерам IMAX. Во время съемок фильма «Прекрасная планета» камеры были установлены на борту Международной космической станции. Все происходящее на Земле – реальную жизнь мегаполисов и маленьких городков, штормовые молнии и северное сияние – мы увидим прямо из космоса, словно сами там побывали. Фильм выходит в российский прокат в августе. В оригинале роль закадрового космического экскурсовода играет оскароносная Дженнифер Лоуренс. На русский язык ее дублирует Ксения Раппопорт.

Кстати, история IMAX® когда-то началась с документального кино, и корпорация постоянно развивает этот вид искусства и может похвастаться даже Оскаром за специальные научные и технические достижения. «Предназначение в космосе», «„Хаббл“ в 3D», «Происхождение океанов»… По сравнению с настоящими океанскими глубинами и космическими панорамами на многометровом экране «Челюсти» или «Стартрек» выглядят куда менее эффектно. Так может быть, этот новый реализм – и есть будущее кинематографа?

Сохранить

Важнейшее из искусств

Забраться на борт космической станции – лишь то немногое, что могут себе позволить кинематографисты с появлением культуры «максимального изображения». Как все новое, IMAX тянет за собой развитие и других передовых кинотехнологий. Мы вспомнили шесть самых интересных из них.

Симулятор Кротовая нора То, что кино – это гораздо больше, чем просто развлечение, стало окончательно понятно после выхода фильма Кристофера Нолана

Симулятор Кротовая нора

То, что кино – это гораздо больше, чем просто развлечение, стало окончательно понятно после выхода фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар». Для его съемок был создан астрофизический симулятор «Кротовая нора», позволяющий описать и воссоздать на экране пространственно-временные особенности Черной дыры. Симулятор оказался настолько точным, что после съемок был передан ученым, и благополучно используется по сей день. Пример обратного обмена между наукой и кино в «Интерстелларе»: большая часть съемок производилась с помощью тех же IMAX-камер, которые до этого использовались в NASA.

Видеомэппинг Как воссоздать разрушающийся на мелкие кусочки Париж так, чтобы это не было похоже на мультфильм? Максимально подробно отснять его на

Видеомэппинг

Как воссоздать разрушающийся на мелкие кусочки Париж так, чтобы это не было похоже на мультфильм? Максимально подробно отснять его на фото, а затем наложить получившееся изображение на реальные здания, как это сделал Кристофер Нолан в «Начале». На протяжении пяти дней группа репортеров, вооружившись камерами Canon 1DS Mark II, фиксировала на фото парижский район Рив Гош. При наложении – видеомэппинге – изображение получило разрешение около 16 К. Как раз такое, которое необходимо для реалистичного воссоздания на экранах IMAX®.

Генератор ландшафтов Помните сцену в «Обливионе» Джозефа Косински, когда герой пролетает сквозь грозовые облака? Создавались тучи с помощью генератора

Генератор ландшафтов

Помните сцену в «Обливионе» Джозефа Косински, когда герой пролетает сквозь грозовые облака? Создавались тучи с помощью генератора ландшафтов Terragen 2: на сегодня это самая продвинутая версия программы, благодаря которой компьютерные небеса можно сделать практически неотличимыми от настоящих. Для особой детализации на передний план выведены волюметрические облака и капли дождя

Светодиодная установка Иногда тема вдохновляет на создание фильма, а иногда – сама технология. Так произошло с «Гравитацией». Альфонсо Куарон

Светодиодная установка

Иногда тема вдохновляет на создание фильма, а иногда – сама технология. Так произошло с «Гравитацией». Альфонсо Куарон признавался, что идея картины возникла после знакомства с техниками, используемыми IMAX при съемках фильма «„Хаббл“ в 3D». Несмотря на то, что большая часть сцен в «Гравитации». были полностью компьютерными, живые сцены снимались с максимальной реалистичностью. Например, для съемок отраженного света от земли и луны, а также света солнца использовался не обычный постановочный свет, а специальная светодиодная установка. В стены 10-метрового куба было вмонтировано 2 млн светодиодов!

Трехмерная компьютерная графика Представьте: подвал с серо-зелеными стенами, на его фоне - Супермен и человек в странном шутовском наряде с лицом Бена

Трехмерная компьютерная графика

Представьте: подвал с серо-зелеными стенами, на его фоне - Супермен и человек в странном шутовском наряде с лицом Бена Аффлека. Именно так выглядит ключевая сцена противостояния Бэтмена и Супермена в новом фильме Зака Снайдера до наложения спецэффектов. Несмотря на то, что после премьеры картины Warnerbros. на всех выставках демонстрируют бронированный костюм Бэтмена, его реальный скафандр был создан полностью с помощью CGI. Сами съемки же велись в специальной «пижаме», на которую потом легко накладывалась компьютерная графика.

Конвертация из 2D в 3D Если основное предназначение камеры IMAX– передавать максимально реалистичное изображение, - то что делать, если того, что надо

Конвертация из 2D в 3D

Если основное предназначение камеры IMAX– передавать максимально реалистичное изображение, - то что делать, если того, что надо снять, давно не существует? Если, например, это башни-близнецы? Именно такая проблема встала перед Робертом Земекисом во время съемок «Прогулки». Для ее решения был создан гигантский макет южного угла башни размером 12 на 18 метров, а остальные участки высотки были дорисованы на компьютере. Съемка на камерах IMAX велась в 2D, а затем конвертировалась в 3D. По словам Земекиса, благодаря этой технике, ему удалось подчеркнуть глубину, отфильтровать изображение и добиться эффекта сопричастности. Наверное, именно поэтому, когда герой Гордона-Левитта делает реверанс на канате, колени дрожат не у него, а у нас.

Комментарии (0)

Купить журнал: