Константин Богомолов: «Спектакль совершается, прежде всего, в головах зрителей»

Накануне премьеры скандальной постановки МХТа «Идеальный муж. Комедия» на сцене Александринского театра, мы поговорили с режиссером спектакля Константином Богомоловым о сортах театра и одиночестве в толпе.

На сцене Александринского театра пройдут гастрольные показы спектакля МХТ им. Чехова «Идеальный муж. Комедия». Считаете ли вы этот спектакль особенным, этапным для себя в художественном смысле?

Я работаю достаточно много и стараюсь, чтобы каждый мой следующий спектакль так или иначе был определенным шагом. После «Идеального мужа» я сделал уже немало постановок. Конечно, «Идеальный муж. Комедия» относится к разряду тех спектаклей, которые сделали существенно много для меня в плане известности, карьеры. А также эта работа сыграла определенную роль в освобождении от страха делать на сцене то, что я считаю правильным и интересным. Все же было бы неправильно выделять его каким-то особенным образом. Может быть, это стало чем-то знаковым для театрального процесса, но для меня это просто один из моих спектаклей.

Могли ли вы во время выпуска спрогнозировать тот эффект, который спектакль произвел в обществе и прессе?

Я не занимаюсь прогнозами во время постановки, я просто делаю спектакль. Прогнозы — вещь не очень благодарная, но, конечно же, я не предполагал, что этот спектакль будет иметь такой коммерческий успех.

А как вам кажется, не преувеличивают ли некоторые религиозные организации и отдельные личности, поддерживающие правительство, влияние театра на общество?

Я думаю, что эти люди преувеличивают свое место в жизненном процессе.

 


Я себя ощущаю учителем человечества ровно в той же степени, как я себя ощущал таковым и в семнадцать лет или в десять... 


 

Как в России сегодня различаются театр прогрессивный и традиционный? И вообще, корректно ли категорично разделять эти типы театра?

Театр бывает живой и неживой. Это не только в России, но и во всем мире одинаково. Есть театр который оперирует некими традиционными приемами, — он может быть живой и неживой. Есть театр, который использует, условно говоря, современные стратегии, — такой театр тоже может быть живой и мертвый. Театр есть талантливый и бездарный.

Актер — это соавтор спектакля или только одно из выразительных средств режиссера, его инструмент?

Актер — не соавтор, конечно же! Но и не инструмент. Актер — это тот механизм, который на сцене в первую очередь отвечает за сотворение некоего действа. В момент, когда делается спектакль, источником постановки является режиссер, а в момент, когда действие творится на сцене, источником спектакля становится артист, вот и все.

Вы читаете критику?

Ну так, для ознакомления иногда читаю. Авторов, которые мне интересны. Все свои ошибки я знаю сам, поэтому указания на них либо подтверждают то, что я и сам предполагал, либо вовсе меня не интересуют.

  • «Идеальный муж. Комедия»  (МХТ им. Чехова)

  • «Идеальный муж. Комедия»  (МХТ им. Чехова)

  • «Идеальный муж. Комедия»  (МХТ им. Чехова)

  • «Идеальный муж. Комедия»  (МХТ им. Чехова)

Но я имею в виду не указания на ошибки, а личные трактовки критиков. Случается читать что-то интересное? Вы же допускаете возможность личной зрительской трактовки?

Не только допускаю, это необходимо! Спектакль совершается в головах зрителей. Трактовок ровно столько, сколько на свете существует людей, и поэтому пытаться все их исчислить, оценить и учесть — бессмысленно.

Как чувствуется известность?

Прямо из «Чайки» репликами шпарите. Я вам тоже скажу... должно быть, никак. Никак не ощущается известность.

Вы создаете впечатление ироничного человека, но не можете не ощущать что вы востребованы и влиятельны. Неужели не бывает такого, что вы чувствуете себя учителем человечества?

Я себя ощущаю учителем человечества ровно в той же степени, как я себя ощущал таковым и в семнадцать лет или в десять.

А бывает такое, что вам скучно в каком-то сообществе? Бывает, что чувствуете себя наиболее интересным человеком из присутствующих?

Я думаю, это со всеми случается. Мне кажется, у всех такое бывает — из числа тех, кто хоть немножко мыслит. Это не ощущение превосходства, это ощущение одиночества, которое есть, в конечном счете, у каждого человека. Все равно каждый человек — один.

Вы интроверт?

В чем-то да, в чем то нет. Общаться мне легко, но наедине с собой мне хорошо. Я не боюсь одиночества.

У Вас есть предпочтения в смежных искусствах? 

Я всеядный, я не мыслю категориями «любимых-нелюбимых» режиссеров. Ну, конечно, есть какие-то авторы, которых я предпочитаю, но по большому счету люблю я очень разное. А музыку я слушаю только для того, чтоб оформлять ею спектакли.

Вы сейчас репетируете в «Старом театре» в Кракове.

В Кракове я делаю спектакль по Чехову, но подробности пока не буду рассказывать, премьера будет 19 декабря, ближе к делу я и расскажу. А ближайшая моя премьера состоится в Московском Художественном театре в октябре, тоже только ближе к осени все узнаете.

Интервью: Анастасия Мордвинова

Спектакль «Идеальный муж. Комедия» можно будет увидеть на основной сцене Александринского театра 30 и 31 мая.

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также