Ульяна Гицарева

Пьеса молодого драматурга «Спичечная фабрика» победила на конкурсе имени Виктора Розова в Москве, а спектакль по этой пьесе уже объехал практически все фестивали России и на каждом взял приз.

Быть драматургом – почетно?

Наоборот. Благодаря курсу Коляды в ЕГТИ в Екатеринбурге как нигде много драматургов, которые пишут килограммы пьес. Просто нет столько театров и режиссеров, чтобы поставить всё написанное профессиональными драматургами, а тут ещё и я, журналист, а не драматург, лезу туда же. Даже стыдно.

Как решились написать пьесу?

Во время учёбы на журфаке УрФУ приехала на практику в родной город Туринск, писала судебные очерки в местную газету, появился материал. Его хотелось донести до зрителя мегаполиса, который зачастую ничего не знает о жизни провинции. Мы поговорили с режиссёром О.С.Т. театра, где я несколько лет играю, Ириной Лядовой и она предложила мне написать текст для постановки. Так появилась документальная пьеса на основе настоящих уголовных дел и первый спектакль в жанре театра doc в Екатеринбурге «Спичечная фабрика». На мой взгляд, спектакль светлый, ведь он о том, что человек не всегда виноват в том, что пошел на преступление - зачастую его подводит к нему сама жизнь.

Фестивальное жюри отмечает пьесу призами, а как на нее реагируют зрители?

Отзывы самые разные, как правило, категоричные, от восторгов до… В Москве спросили: «Зачем вы это написали?» — «Город свой люблю», — отвечаю. «Ничего себе любовь!» — крикнули с задних рядов. На фестивале «ВеснаУПИ» спектакль победил в номинации «самый обсуждаемый», два дня спорили о том, оправдываем ли мы убийства. Один зритель сказал: «Теперь хочется повеситься». В спектакле, грубо говоря, две части, сами преступления и монологи героев о том, как вообще идёт жизнь в маленьких городах, как люди стараются украсить её, разнообразить. Очень обидно, когда обращают внимание только на преступления. Но психология современного человека так устроена, слышать первую очередь дурное. Зрители говорили: «Преувеличиваете: у вас гопники изображены, как в скетчах на ТВ». Но в моем городе всего четыре канала, и мои ровесники не знают, что ведут себя карикатурно — они так живут. И я хотела, чтобы благополучный зритель мегаполиса увидел «Спичечную фабрику».

Зачем?

Актёр нашего спектакля Павел Киев сказал мне, что раньше, как многие из нас, видя ребят с окраин, отводил глаза, словно это параллельная реальность, с которой не хочется пересекаться. А после работы над ролью стал сочувствовать им. Когда ты узнаешь больше о чужой жизни, становишься терпимее. «Гопники тупые», — говорят. Они не тупые, а необразованные, неблагополучные. Злость на пустом месте не возникает, она от безысходности. Неизвестно как бы вы вели себя, окажись на их месте. Мне хочется, чтобы их пожалели.

Почему современные художники замечают только проблемы?

Нет смысла говорить о том, что хорошо. Только когда проблема есть — есть разговор. Друзья спрашивают, мол, почему не пишешь о любви. Но о ней давно написано людьми поумнее меня, и хочется говорить о проблемах, которые вижу. Неделю назад закончила новую пьесу «Хач», и ее посыл тот же: чтобы люди стали терпимее друг к другу. Действия происходят в России, Австралии, Европе — люди по разным причинам выброшены с родной земли и чувствуют себя третьи сортом. Так ощущают себя провинциалы в больших городах, москвичи — в Европе, европейцы — в Америке, а американцы — в мусульманском мире. Замкнутый круг, где каждый кому-то третий сорт. Об этом хотелось поговорить. Да, когда я еду к подруге на Сортировку в маршрутке, где русская я одна, мне неспокойно, но я понимаю, что приезжие тут мучаются. Нам кажется, что мы мучаемся с ними, но они мучаются с нами еще больше. Но я понимаю, почему у зрителей такая реакция — им кажется, что их виноватят, кому это понравится. Но и я виновачусь с ними.

Может быть дело в тренде «позитивного мышления»?

Если ты узнал о проблеме и решил стать лучше или помочь тем, кто в беде — это позитивное мышление. А если просто с утра сорок минут позанимался йогой и идешь мимо проблем с закрытыми глазами, чтобы они не испортили тебе хорошее настроение, — это, извините, другое.

Конечно, подобный материал льется на нас часто из Интернета, телевизора. Но к искусству, как мне кажется, сейчас градус доверия выше. Зритель верит актёру больше, чем очевидцу событий в новостях. И СМИ прежде всего отвечает на вопрос «что?» и «как?», а не «почему?». Своим спектаклем мы стараемся ответить именно на «почему?». Может быть, я оправдываю преступления, показывая, что в провинциальных городах люди хорошие, а на преступления идут от бедности, неустроенности. Но когда говорят «пойдуповешусь», это значит, задело. Сейчас сложно задеть кого-то, сидим в зале с постными лицами. Я сама такая. Приду и не могу вовлечься в сюжет, потому что оцениваю, как работают актёры. Отношение потребительское. Я купил билет — актёры должны его отработать, развлечь. Но даже если человек говорит после спектакля, что ему не понравилось, значит, актеры спектакль отработали. Не нужно ждать, что понравится. Нужно ждать эмоцию. И тогда каждый спектакль — это радость.

 

Ульяна Гицарева не только драматург, но и выпускающий редактор в издательстве «Архитектон», а также актриса и режиссёр театра О.С.Т., где каждый день проходят репетиции. 1- 4 мая на фестивале-лаборатории «ЗА!ТЕКСТ» в театре «Галёрка» в Екатеринбурге будут представлены к постановке две её новых пьесы.

 

 

Текст: Юлия Филиппова.

Фото: Артем Сурков.


  • Автор: Vr-ekb
  • Опубликовано:

Комментарии (3)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 9 июня, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Ваши покупатели Ваши покупатели
  • Гость 23 мая, 2014
    Здpaвствyйте! Baс интерeсyют клиeнтcкие бaзы данных? Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных?
  • Гость 9 мая, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Индивидуальные базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!! Индивидуальные базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!! [url=http://prodawez.blogspot.ru/]Индивидуальные базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!![/url]

Читайте также