В Екатеринбурге состоялся заключительный вечер осеннего сезона проекта «Диалоги в Кандинском».

12 ноября 2015 года с огромным успехом прошел  завершающий вечер «Диалогов в Кандинском», который стал самым неожиданным и грандиозным из всех. Умение преподнести гостям приятный сюрприз стало know-how и традицией проекта, по этой причине детали предстоящей встречи удалось сохранить в тайне полностью. Вечер стал квинтэссенцией уже прошедших четырех «Диалогов в Кандинском». 

 

Начало мероприятия было ознаменовано открытой дискуссией на тему интеграции и синергии классического и современного искусства. Ведущей стала Анна Копенкина, которая открыла вечер словами о связи творчества великого художника, чье имя носит дом, с тематикой вечера «Диалогов в Кандинском». «В первую очередь Кандинский был первооткрывателем. Абстракционизм – искусство беспредметное, говорящее через цвет, линии, образы. Абстракционизм смел и свободен, он живой. «Диалоги» стали такими же - смелыми, свободными и живыми. До конца вечера вы увидите слияние образов: музыки, искусства и современного искусства». 

 

Собеседником Анны на этот раз стал Пьер-Кристиан Броше, который с 90-х годов является неотъемлемой частью российского арт-сообщества. Пьер (стиль изложения сохранен, чтобы подчеркнуть степень владения француза по рождению русским языком): «Меня знают, как человека, который любит Россию, любит о ней говорить. Мало кто знает, что уже 35 лет я собираю современное искусство. И в этом во много виноват Василий Кандинский. Я очень благодарен ему, что через него я прошел путь и полюбил, понял современное искусство. Василий Кандинский прожил свою жизнь в России, но уехал во Францию и умер в Париже. Я наоборот. Из Парижа приехал в Москву. И сегодня я впервые в Екатеринбурге».

Еще одним подарком для гостей завершающей осенний сезон пятой встречи «Диалогов в Кандинском» стало участие Владимира Свердлова-Ашкенази, блистательного виртуоза и композитора современности. Совершенно уникальный музыкальный подарок сделал гостям вечера легендарный пианист, специально прилетевший в Екатеринбург по приглашению организаторов проекта. Рассказанные вслух воспоминания, важные отрывки из жизни или впечатления он превращал в музыкальные произведения, сочиненные им в этот же момент. Гости тут же получали запись своих воспоминаний в единственном экземпляре в исполнении Свердлова-Ашкенази на руки. Прямо перед зрителями творилось действо, участниками которого становились они сами.

Истории, подлежащие музыкальной интерпретации, начались с рассказа Пьера Броше о его главном впечатлении настоящего - о его новом проекте - съемках фильма об Александре Дюма по мотивам его малоизвестного произведения «Путешествие из Парижа в Астрахань», режиссера Питера Гринуэя. Пьер с удовольствием дает несколько выдержек из сценария. Владимир импровизирует на тему впечатлений Александра Дюма от путешествия по России, передав волнение иностранного гостя, впервые обратившего внимание на сочетание несочетаемого в культуре России XIX века, и, одновременно, гармоничного течения жизни. Гости пришли в изумление - как можно музыкой спонтанно передать впечатления путешествия совершенного пару веков назад. 

 

Далее прозвучало воспоминание  - сначала вербальное, затем музыкальное - гостя вечера Вениамина Элинсона. Плавным переходом от забавной истории Вениамина стали стихи Осипа Мандельштама в исполнении гостьи вечера Алены Вугельман, тотчас же озвученные Владимиром:

«Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,

Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь».

 

Неожиданно гость вечера Андрей Елецкий предпочел сам выразить свои впечатления в музыке, сыграв импровизацию самостоятельно. Еще несколько историй - снова в исполнении Владимира, затем его собственное ощущение момента  под названием:«Диалоги в Кандинском»  за роялем в каске». Запись этой ярко выраженной экспрессивной импровизации была подарена остальным гостям вечера.

 

Удивительным образом вечер шел так легко и непринужденно, будто бы гости собрались в чьей-то квартире, спокойно переходя от разговора к музицированию, выражая себя свободно и искренне. Дискуссия возобновилась рассказом Пьера Броше о Василии Кандинском.  «Первое желание Кандинского заниматься искусством возникло в 3 года. Он увидел тогда 5 разных  цветов – желтый, красный, зеленый, белый и черный. Он не помнил, с какими предметами связаны эти цвета, но помнил только сам цвет. Сегодня мы хотим говорить о искусстве. Я хотел рассказать вам, почему мы всегда думаем, что классическое искусство – это очень просто, а современное - это очень сложно. Приведу два примера. Первый – это Мадонна, которая находится во Флоренции. Простая картина  - там есть Мадонна, есть ребенок. На самом деле в этой картине есть много тайны. Она не закончена. То есть, когда мы говорим, что все понимаем, мы должны понимать, что за простыми вещами есть контекст и скрытый смысл». «Очень часто мне задают вопрос: когда появится искусство? Многие считают, что современное искусство становится искусством тогда, когда появится коллекционер и оценит художника. Только тогда его произведения становятся искусством. Я считаю, что искусство  - это симбиоз между коллекционером, меценатом, ценителем и художником. Искусство – это тоже работа. И всегда существовал заказ. Многие полотна художников написаны на заказ». Так Пьер говорит о том, что Леонардо рисовал полотна с оружием, чтобы стать художником двора». Коллекционеры, по мнению Пьера, имеют огромное значение, и когда коллекционер начинает собирать работы художника, он получает статус, который «его приравнивает к королям».

Дискуссия продолжилась участием Маргариты Пушкиной. Главный спикер пятого вечера сумела с первой же минуты завоевать аудиторию честными словами:  «Все люди, которые про современное искусство, немного «ку-ку». Со-директору самой успешной московской ярмарки современного искусства Cosmoscow веришь на слово - так же как и Пьер, Маргарита с конца 90х собирает собственную коллекцию современного искусства - успев одновременно собрать блистательную коллекцию для банка «Кит Финанс». Однако, так сложилось, что ее собственная коллекция стала более известной, чем любой проект, на котором она работала, если судить по именам художников и появлению владелицы в хрониках музеев, биеннале и ярмарок всего мира, она знакома со всеми, кто представляет сейчас самый большой интерес для коллекционирования — от Пивоварова, Пепперштейна и Мамышева-Монро до Трейси Эмин, Вика Мюниса и Стефана Балкенхола. В чем же сходство между меценатством прошлых веков и коллекционированием наших современников? «Пьер рассказывал про 16 век. За всеми этими полотнами всегда есть фигура заказчика. Кто с уважением относился к творчеству, знал почему тот или иной элемент на своем месте. Он оплачивал работу художника, материалы. Сейчас есть такие люди, которые поддерживают современных художников, делают заказы. Искусство, архитектура – это то основное, что вдохновляло всегда людей. Коллекционеры современного искусства участвуют в создании современной культуры. Это возможность развиваться интеллектуально и духовно». Таким образом, по мнению Маргариты, роль человека, дающего человеку искусства возможность развиваться, можно считать самой главной. Так Петра Чайковского поддерживала Надежды фон Мекк. «Благодаря людям,  подобным ей, в нашей культуре есть такие великие имена».

Внезапно заиграла музыка (был ли это Чайковский?), при первых аккордах которой некоторые зрители повели себя весьма неожиданно - поднявшись со своих мест, они стали раздеваться до нижнего белья. Возможно, на них так подействовали слова о роли личности в истории? Очевидно, что они зашли бы и дальше, если бы неизвестно откуда не появились зеленые костюмы, которые эти «зрители» тотчас же надели. «Космические существа» постепенно наполнили зал, и начали танцевать. Так начался перформанс под названием «La La La Moscow», автором которого является культовый современный художник Андрей Бартенев, специально приехавший в Екатеринбург ради участия в заключительном вечере «Диалогов в Кандинском». Вот такими словами (стиль изложения сохранен) сам Андрей описывает суть того, чему стали свидетелями только участники заключительного вечера проекта. «Я - художник КРУГА - всё стараюсь округлить, вписать в круг, соединить начало с концом – это у меня очень естественно получается – вот пример воздействия на моё сознание Солнца Севера – его движение над линией горизонта в период полярных дней. Моя любовь к флуоресцентно ярким краскам – безумная по расцветке летняя тундра. Мне понятен конфликт черного и белого цветов – всегда черное зимнее небо и белые снежные сугробы. Эта природная совместимость разных явлений и форм жизни, сила и характер каждого элемента окружающего меня мира, воспитали во мне принципы синтетизма и совместимости несовместимого. Обратили меня к методам не утилитарных практик, отдали во власть предчувствиям, хаотическому реконструированию реальности, заставили бесконечно моделировать образцы защитных скафандров для хрупкой человеческой оболочки. Я чувствую себя срезом. Срезом эмоционального кабеля, по которому движется цвет в пространство. И в этом нет боли – здесь я вижу себя, как стороннюю субстанцию – как источник безмерного удивления о красоте дара. Они среди нас, вдруг выясняется что некоторые, кто совсем рядом с нами - инопланетяне. Они проявляются, реагируя на позывные космических станций, прилетевших их забрать обратно в свой мир. Притяжение не остановить, миссия на Земле закончена. Мистическое появление инопланетных существ среди нас и исчезновение на межпланетных кораблях обратно в свою стихию!»

Появившийся буквально из воздуха художник Андрей Бартенев вынес зеленую гипсовую голову, которую он разбил у логотипа «Кандинского» как бутылку шампанского разбивают на носу корабля. Это на удачу, на счастье, на долгую полную арт-событий жизнь «Кандинского». Цикл вечеров «Диалоги в Кандинском» официально завершился, однако гости долго еще танцевали в лаунже с коктейлями Absolut в руках. 

 Приглашение самого яркого современного художника России стало апофеозом «Диалогов в Кандинском», отражением их сути и цели. В самом начале проекта целью Дискуссионного клуба, частью которого стали «Диалоги в Кандинском», являлось создание профессионального сообщества людей с активной жизненной позицией, которые чувствуют себя ответственными не только за свою жизнь, но и за жизнь будущих поколений. Они хотят и могут менять окружающий мир, и - главное - Екатеринбург, к лучшему. Оглядываясь назад с уверенностью можно сказать, что степень близости и единения участников клуба друг с другом превзошла самые смелые ожидания организаторов. «Диалоги в Кандинском» сами по себе стали градоформирующим проектом, территорией свободы и творчества, пространством уникальным не только для города, но и для всей России. Пятая заключительная встреча проекта дала идеальную возможность всем вместе оглянуться на пройденный с 10 сентября путь длиной всего в два месяца, и еще раз пережить самые яркие моменты встреч в рамках реализации проекта в Екатеринбурге. Город изменился благодаря «Диалогам в Кандинском» они стали и навсегда останутся его частью. В тот вечер каждый ушел из «Кандинского» продолжая диалог - внутренний ли, с друзьями ли, с искусством. 

Партнеры «Диалогов в Кандинском» гармонично вписались в канву проекта. Ключевым критерием выбора компаний, ставших друзьями, стало стремление вести бизнес по законам искусства. Wheely овладели искусством стать незаменимыми, ведь Wheely- это гораздо больше, чем такси, это возможность вызвать водителя на машине без опознавательных знаков с такой легкостью, как если бы вы звонили своему личному водителю. В этом смогли убедиться не только участники всех пяти вечеров "Диалоги в Кандинском", но и специально приглашённые гости, которые по достоинству оценили сервис международного класса. Искусству составления уникальных бодрящих дух коктейлей на брусничной настойке нас учила марка шведской водки Absolut, которая, как известно, со дня основания взяла за правило ассоциировать себя только с ультра-актуальными событиями в арт-мире. Специально для ценителей искусства и гостей проекта «Диалоги в Кандинском», Absolut предложил свои эксклюзивные коктейли. Смелые и оригинальные сочетания на основе водки, созданные по специальным рецептам, дополнили атмосферу закрытых вечеринок. Философия бренда Absolut неразрывно связана с искусством. Это коллаборация - ещё одно яркое подтверждение. За искусство перелетов отвечали вдохновляющие крылья «Диалогов в Кандинском» - авиакомпания «Уральские авиалинии». Между партнерами проекта и, собственно, «Диалогами в Кандинском» образовалась живая взаимосвязь, наполнившая весь город брусничным арт-настроением, которое задержится здесь надолго.

Фотограф: Любовь Шеметова и Антон Курбатов.


Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также