«МК Черноземье» начал составлять туристическую карту Курской, Орловской, Белгородской и Липецкой областей, чтобы рассказать о наиболее интересных местах, которые можно посетить гостям из других регионов. Сегодня мы отправимся в Курск, на родину одного из наиболее почитаемых монахов в истории Русской православной Церкви, — преподобного Серафима Саровского.
В столице Соловьиного края как нигде много мест, связанных с именем Прохора Машнина, впоследствии нареченного старцем Серафимом. Все-таки в Курске жили его предки, здесь в 1754 году он появился на свет, провел отрочество, юность и решил посвятить жизнь служению Богу. Саровский был прославлен в лике святых по инициативе императора Николая II в 1903 году, однако еще при жизни, задолго до канонизации, обрел народное почитание.
Пешая прогулка по местам Серафима Саровского займет не меньше трех часов. Начинать ее, конечно же, нужно с Воскресенско-Ильинского храма, расположенного на улице Ленина, 11, недалеко от Красной площади.
Храм Отражения
Церковь приятного розоватого оттенка сочетает в себе черты барокко и классики, над главным входом сверкает разноцветный витраж. Она слегка отвернута от центральной улицы, и будто прячется за монументальным сталинским Домом книги, при строительстве которого, кстати, весьма пострадала. Ведь тогда, в первые послевоенные годы, была снесена шатровая колокольня. Ильинский храм целиком отражается в стеклянном здании высотки напротив, что особенно эффектно смотрится вечером, когда включена подсветка. Со стороны улицы Ленина площадь перед церковью представляет собой подобие треугольника.
Нынешнее, каменное здание храма возведено в 1768 году во имя Илии Пророка. Здесь юный Прохор с братом Алексеем и их старшей сестрой Прасковьей читали молитвы, осуществляли таинство причастия и исповедовались. При них на этом месте еще стояла деревянная церковь, где всех троих крестили, а прежде тут же повенчались их родители — купец Исидор Иванович и Агафья Фотиевна. В семейном приходе Машниных состоялось и отпевание Исидора. Прохор рано потерял отца, в семь лет.
Пропитанное запахом ладана, убранство храма делает атмосферу в нем немного таинственной. В приглушенном свете свечей, играющем на позолоченных окладах икон, потемневшая за столетия стенная роспись становится еще более глубокой и многозначной. Верующие приходят сюда поклониться частицам мощей преподобного Серафима.
Куряне неоднократно выступали с призывами воссоздать колокольню Ильинской церкви, ведь за примером далеко ходить не надо — при восстановлении исторического облика ансамбля Знаменского монастыря сделать это удалось. Хотя все прекрасно понимают, что добиться полного исторического соответствия нельзя, ведь Дом книги, который сам уже является памятником архитектуры, не «подвинешь». Но без сомнения, перед храмом кстати пришелся бы памятник семье Машниных. Проект двустороннего барельефа уже готов и только ждет своего часа в мастерской курского скульптора Николая Криволапова.
— Место благодатное и святое, как нельзя лучше подходит для такого памятника, тем более, что здесь ежегодно проходит крестный ход с иконой «Знамение», — говорит Николай Петрович. — Барельеф с одной стороны изображает Агафью с маленьким Прохором на руках и ее супруга Исидора, держащего чертежи Сергиево-Казанского собора, а на обратной — сам храм. Главное, что это история не только Курска, но и Православия.
Храм Неба
Установить, где находился дом, в котором жили Машнины, удалось не так давно. Прежде местоположение указывалось слишком уж приблизительно. Этим вопросом занимался и историк из Сарова Валентин Степашкин, написавший книгу о мирской жизни Серафима Саровского. Однако самую доказательную базу представил курский краевед Юрий Озеров. Достоверно зная из архивного источника, что по месту дома Машниных после утверждения плана градостроительства 1782 года был проложен новый переулок, исследователь долго работал с документами, анализировал нумерацию и последовательность домов, вычислял территориальные границы Ильинского прихода. Единственной улицей, удовлетворяющей условиям поиска, оказалась Можаевская.
— Дом, где они жили, находился в самом ее начале, со стороны улицы Ленина, сейчас там проезжая часть, — отмечает Юрий Озеров. — Очередным подтверждением служит близость «озера Глинище» — котлована, из которого Машнины брали глину для изготовления кирпичей. Он был примерно во дворе нынешнего роддома на Ленина.
Если пройти вниз по Можаевской, мы попадаем прямо к Сергиево-Казанскому кафедральному собору. Величественный памятник церковного зодчества цвета морозного январского неба уходит куполами на полсотни метров ввысь. Архитектурный шедевр одного из учеников Растрелли богато украшен белоснежной лепниной, колоннами и пилястрами. Одно из самых грандиозных в Курске строений украсило бы любую мировую столицу. До начала 2000-х годов фигурные главки собора были по-простому выкрашены в синий, с золотистыми звездами, что придавало ему еще больше обаяния.
Намоленные стены стали свидетелями настоящего чуда. При сооружении собора, которое началось в 1752 году и продолжалось в течение полувека, семилетний Прохор Машнин упал с возводимой колокольни. Его мать Агафья, на глазах которой это произошло, уже не надеялась найти сына живым. Но, к удивлению всех, мальчик оказался невредим. В честь его чудесного спасения на месте падения установлен памятный знак. Но и самим появлением Сергиево-Казанского собора мы обязаны, в том числе, семье Машниных, которая стала подрядчиком на его строительстве. Детские и юношеские годы Прохора прошли среди разговоров и хлопот о храме.
Храм Возрождения
Участок улицы Горького, спускающейся от Сергиево-Казанского собора к Первомайскому парку, — исторический квартал. Его почтенные дома-«старожилы» возвращают нас в бытность Серафима Саровского, его друзей и знакомых. Вернемся на центральную улицу и пройдем до площади Перекальского, где до революции стояли Московские ворота. На здании худграфа Курского госуниверситета, расположенного чуть ниже, на переулке Блинова, висит памятная доска. Она гласит: «На этом месте в 1782-1838 годах находилась усадьба Алексея Исидоровича Машнина, брата преподобного Серафима Саровского».
Сюда Машнины переехали после большого пожара 1781 года, который уничтожил не только их старый дом, но и многие строения в центральной округе. Согласно новому генплану застройки Курска, как уже писалось, по тому месту пролегла новая улица (ныне — Можаевская). А приходским храмом для семьи Прохора стал Ахтырский, метрах в 700 отсюда.
Церковь Ахтырской Божией Матери так хорошо спряталась среди кирпичных многоэтажек, что увидеть ее издали можно, только поднимаясь к площадиПерекальского от реки Тускарь. Свернуть в Ахтырский переулок будет удобнее от кинотеатра «Юность».
Храм переживает второе рождение. Как только не использовали его в Советское время: устраивали внутри астрономическую обсерваторию, радиоточку, общежитие мединститута, матрасный цех, а под конец превратили в склад завода «Медстекло». В 1997 году приход передали Курской Епархии измененным до неузнаваемости и полностью разоренным. Лишь в последние годы он вернул прежний вид, вновь став 13-главым.
Во время празднования 100-летия со дня канонизации Серафима Саровского, в 2003 году на стене храма была установлена мемориальная доска, говорящая о том, что святой молился здесь. Считается, что именно у стен Ахтырской церкви нашла последний приют его мать Агафья Машнина. В метрической книге сделана запись: «1800 год февраля 29 числа, вдова мещанка Агафья, Фатеева дочь, Сидорова жена, Машнина, 72 лет, погребение отправлял священник Василий Псарев с причтом».
— Несмотря на все это, я не замечаю большого наплыва паломников в Ахтырский храм, — обратил внимание его настоятель иерей Василий Иваничко. — Хотя, безусловно, было бы хорошо предложить гостям нашего города экскурсии по местам, связанным с Серафимом Саровским и его семьей.
О том, что Агафья Машнина была здешней прихожанкой, напоминает поклонный крест во дворе храма. Не поленитесь почтить память этой благочестивой женщины, подвижницы, вложившей свою жизнь в возведение Сергиево-Казанского собора и давшей православному миру почтенного Серафима. Мы тоже постоим минуту…
Текст: Алексей Пищулин.
Комментарии (0)