18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Театр 633

Руководитель экспериментального театра «633» при ДГТУ Олег Цыганков рассказал «РНД.Собака.ru» об истории создания проекта, новых драматических форматах и первом российском спектакле в Minecraft.

Вы работаете руководителем с 2016-го года. Расскажите, как зародилась инициатива создать театр при ДГТУ? Как изменился театр за период Вашей работы?

В театре я с самого основания. Началось все с того, что на одном из университетских мероприятий в 2014 году группа увлеченных театром студентов поставила спектакль «Маленький принц» по мотивам повести Экзюпери. Публика была тронута. Мы предложили создать в вузе театр, нашу инициативу поддержал Бесарион Чохоевич Месхи. Так родился «633». Изначально руководителем была Евгения Тикиджи-Хамбурьян, затем она поступила в ГИТИС. Я сменил Евгению в 2016-м году. Но она до сих пор помогает нам развиваться, консультирует по многим вопросам.

 

633 - это ведь номер аудитории? Почему такое название?

Изначально у нас не было имени. Мы просто не задумывались об этом. Однажды кого-то из участников театра спросили, как мы называемся. Тот предложил - «Лис», в честь персонажа повести «Маленький принц». Многие воспринимали это название как аббревиатуру. И за время существования театра было придумано множество разных и странных расшифровок.

Совсем недавно мы решили сменить название, поскольку стали больше и серьезнее. Мы экспериментальный театр, и «Лис» не совсем это отражает. Да, действительно, «633» - номер аудитории, где все начиналось, где проходили первые сценические опыты. Эту комнату мы также шутливо называли «Аквариумом» - из-за её обширного остекления. Мы до сих пор обитаем и творим там. 633 - наш дом.

В чем, на Ваш взгляд, состоит позиционируемая «экспериментальность» театра?

Суть театра через века остается неизменной. Дело скорее в форме. Мы экспериментальны, поскольку работаем в различных нетрадиционных форматах. «633» старается выйти за пределы стандартного сценического видения. Совсем недавно мы выпустили анимационный фильм «Воспоминания», аудио спектакль «Письма» и постановку в пространстве Minecraft «О борьбе с печенегами».

 

Сколько человек в коллективе?

Наш коллектив значительно разросся. Сейчас нас около 45-ти. Это и студенты, и выпускники. У нас есть чат, где мы обмениваемся различными идеями, делимся видением и вдохновением. В театре постоянная текучка, ребята приходят и уходят. Это нормально. Основная группа – 35 человек.

 

Вы недавно проводили прослушивания. Какими качествами необходимо обладать, чтобы попасть в «633»?

Прежде всего, желанием. Студент должен осознавать, куда и зачем он пришел, понимать всю сложность будущей деятельности. Работа в театре со стороны выглядит гораздо легче, чем есть на самом деле. Необходима самоотдача, умение тонко чувствовать материал. Иногда мы с коллективом расходимся во взглядах, кого необходимо оставить в коллективе. К счастью, принятые решения оправдывают ожидания.

 

По какому принципу Вы выбираете репертуар?

В спектаклях мы поднимаем различные проблемы, но ключевой темой остаётся «Человек и общество». Мы стараемся интерпретировать классические произведения, делая акцент на универсальном, актуальном для современного зрителя. Недавно мы стали лауреатами «Российской студенческой весны» в номинации «Театр малых форм». ДГТУ был впервые представлен в этом направлении.

На «Студвесне» наш театр показал новое прочтение «Войны и мира». Мы выбрали из текста эпизоды, отражающие вечные личностные конфликты. Например, размышления Наташи Ростовой в церкви Разумовских, встречу Курагина и Болконского на перевязочном пункте. Для того, чтобы передать сложный комплекс чувств героев, нам совсем не требовалось воссоздавать костюмы XIX века. Так представленные истории были приближены к мироощущению современника. Наше переосмысление великого романа нашло отклик у публики.

Для чуткого понимания спектакля совсем не обязательно было знать содержание романа. К этому эффекту мы стремимся во всех наших постановках.

 

Расскажите про аудиоспектакль «Письма».

Изначально «Письма» создавались «для сцены». В конце ноября 2018-го мы показали премьерный спектакль. Актеры были одеты в черное и читали пронзительные монологи о войне, воспроизводили письма времен Великой Отечественной. Для нас было важно представить войну не в парадно-праздничном контексте. Не стоит забывать о её разрушительной, трагической сути. О том, какое горе она принесла в тысячи семей по всему миру. Постановка имела успех.

«Письма» переросли сценический формат и стали аудиоспектаклем. Этот проект до сих пор остается в свободном доступе. Любой желающий может найти его на soundcloud и «ВКонтакте».

Расскажите про Ваш опыт работы в виртуальном пространстве, участии в выставке Михаила Цатуряна «LIBERTILE» и спектакле «О борьбе с печенегами»?

О лекциях ДГТУ в Minecraft’e писали различные медиа. В этом же формате вуз провел День открытых дверей. С нами связался Михаил Цатурян и предложил сотрудничество. Театру такой опыт показался интересным, и мы с радостью согласились. Пришлось готовиться за неделю: придумывать постановку, осваивать новые инструменты.

Выставку открывали выступления стендап-комиков, за ними выступал композитор Кирилл Рихтер. Нам отвели заключительные 10 минут. Мы сделали первый digital спектакль в России, и это действительно здорово.

 

Считаете ли Вы этот формат перспективным для драмы?

Мне кажется, пока что он существует исключительно как развлечение. Я не вижу в этой форме настоящего, трогательного, транслирующего что-то важное.

В качестве плюсов стоит отметить, что этот вид спектакля гораздо проще. Он требует меньше ресурсов: только сервер, компьютер, наушники и микрофон. Из этого следует и минус: низкий порог вхождения позволяет большему количеству людей «творить» в этой области. Среди многообразия работ найдутся, конечно, и талантливые постановки. Но контент низкого качества, к сожалению, превалирует.

 

Многие творческие личности по-разному переживали изоляцию. Чувствовали ли Вы упадок сил или, напротив, это было время идей?

Для театра в целом, мне кажется, первая волна пандемии прошла хорошо. Мы увидели в сложившейся ситуации новые возможности. Мы оставались дома, не имея возможности продолжать работу над спектаклями. Однако стремление создавать заставило нас искать непривычные форматы и площадки. Коллектив пережил все изменения достаточно бодро. Кстати, именно во время карантина мы стали называться «633».

Но не обошлось и без проблем. В новом формате не для всех нашлось место: в выставке Михаила Цатуряна «LIBERTILE» приняли участие далеко не все. У кого-то дома не было нужного оборудования, кто-то не знал, как освоить Minecraft. В этих условиях нельзя сыграть в массовке качественно. Как следствие, актеры не получают удовольствие от такой работы. Внутри коллектива после «LIBERTILE» возникли недопонимания. К счастью, все закончилось благополучно.

Простимулировал ли этот digital - опыт приток новых актеров в «633»?

Да, простимулировал, но не совсем тех ребят. Просто любить Minecraft недостаточно для того, чтобы играть с нами в будущих спектаклях. Нам писали, к нам хотели, но в итоге даже не все пришли на прослушивание.

 

Расскажите, что нам ждать от «Тетра 633» в ближайшее время?

К сожалению, в связи с пандемией очень сложно строить какие-либо планы. Сейчас мы готовим «Старуху Изергиль» по мотивам рассказа Горького. Это будет небольшой спектакль, фестивальная версия, поскольку до весны мы не сможем выступить на большой сцене. Мы хотим немного переосмыслить это произведение, сделать что-то близкое к шоу. Обещаем, будет красиво, интересно и громко. В планах у нас «Синий фонарь» Пелевина. Это «взрослая» история о страхах, заблуждениях, переосмыслении быта. Я очень надеюсь, что вирус скоро отступит, и мы вернемся к полноценной работе.

Спасибо большое, Олег! Желаем Вам творческих успехов и реализации намеченных планов!

Текст: Татьяна Алубаева

Фото: Фото-архив театра 633

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: