18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Евгений Кропоткин

Сердечно-сосудистый хирург, врач Федерального кардиоцентра вместе с коллегами совершил прорыв в лечении аритмологических заболеваний — разработал и внедрил в клиническую практику новую методику процедур без использования рентгена и делает жизнеспасающие операции маленьким детям и беременным.

 

Чем полезно ваше открытие?
Это еще один шаг на пути к оказанию более высокоэффективной и безопасной медицинской помощи. На ранних этапах развития интервенционной аритмологии при проведении хирургических вмешательств для визуализации обычно использовался рентген, который являлся источником ионизирующей радиации. Регулярное его использование не всегда безопасно как для пациента, так и для врача. А возможности ограничены. В некоторых случаях, например при беременности или в раннем детском возрасте, использование рентгеноскопии крайне нежелательно и даже противопоказано. Эти факты и натолкнули меня на мысль о необходимости поиска нового столь же эффективного, но более безопасного метода проведения интервенционных вмешательств. Теперь мы можем оперировать совсем юных пациентов и беременных женщин без риска излучения для ребенка. Рентген мы заменили ультразвуком и благодаря этому не только исключили радиационное излучение в операционной, но и повысили эффективность лечения. При ультразвуковой визуализации у нас появилась возможность увидеть сердце изнутри. Проще говоря, разработка помогает избежать осложнений и при этом улучшить результат. В кардиоцентр уже приезжали специалисты из Новосибирска, Кемерова, Томска, Хабаровска, Перми для знакомства с ней, собираются и специалисты из других городов.

На ваш взгляд, врач может стать идеальным профессионалом, или
нет предела совершенству?
Я постоянно руководствуюсь принципом: «Если хочешь идти в ногу со временем — беги». Чтобы быть впереди, нужно и вовсе бежать изо всех сил. Каждый день, каждую неделю любой человек, не только врач, который хочет чего-то добиться, обязан пополнять свои знания и совершенствовать навыки. Все дело в том, что через некоторое время опыта, который привел вас на определенный уровень, будет недостаточно, чтобы удержаться на нем. Вас быстро обгонят. Очень важно уметь планировать свое время — четко ставить цели и обо- значать временные интервалы, в которые эти цели должны быть достигнуты. Полезно поэтапно оценивать результаты своей работы, задавать себе вопросы: «Что я сделал за день, неделю, месяц чтобы приблизиться к своей цели?». И еще правило, которое я стараюсь соблюдать: «Чем беспощаднее сейчас ты к себе, тем более благосклонна к тебе может быть судьба в будущем».

Как вы пришли в медицину?
Когда в детстве я жил в Дивногорске, там работал молодой врач Виталий Борисович Цхай. Несмотря на его юный для доктора возраст, к нему всегда была очередь из пациентов. Моя мама очень восхищалась им, ставила в пример. Так, будучи еще детсадовцем, я понял, что если ты чего-то добиваешься в медицине, к тебе идут люди. С седьмого класса я знал точно, что стану врачом, с десятого — что пойду в хирургию. Начинал с самого простого: работал в травматологии БСМП санитаром. Мы мыли полы и выносили «утки» тяжелобольных. Заведующий отделением травматологии Владимир Иннокентьевич Брюханов разрешал мне находиться в операционной, много объяснял, рассказывал и показывал. На втором курсе института я побывал в операционных железнодорожной больницы, БСМП, краевой больницы, видел разные операции и понял, что сердечно-сосудистая хирургия — это мое. Именно тогда мне дали возможность провести первую операцию. На пятом курсе позволяли делать операции уже в сосудистой хирургии. Когда все студенты летом отдыхали, я бегал в краевую больницу ассистировать.

Врач-хирург должен быть только хорошим профессионалом или еще и коммуникатором, психологом?
Взяв на себя ответственность за жизнь и здоровье пациента, доктор должен в первую очередь внушить ему уверенность в себе. Необходимо не уклончиво, а честно рассказывать об операции, о возможных последствиях. Пациенты, которые слышат правду, порой неприятную, больше верят своему врачу. Объяснив все и дав понять, что ты будешь стараться, сделаешь все, чтобы помочь, ты заслужишь доверие. Вот эти отношения между пациентом и врачом значат многое, эти двое должны быть заодно. Всегда говорю, что есть трое: пациент, врач и болезнь. Врач всегда против последней, важно, чью сторону займет пациент. Если — специалиста, то мы победим, а если засомневается в своем докторе, то шансов меньше. После операции я продолжаю взаимодействовать с каждым, веду человека от начала до конца — даю рекомендации, поддерживаю. Все это — большая и очень важная работа.

У практикующего хирурга есть возрастная планка?
Возрастной ценз трудно определить, для каждого он свой. Здесь нужно опираться на внутреннее ощущение. Если понимаешь, что стоит меньше работать руками, то следует потратить себя на обучение молодых специалистов. Стать их наставником. Это абсолютно естественное и правильное поведение ответственного специалиста, заинтересованного в дальнейшем развитии любимого дела всей своей жизни. На определенном этапе очень важно подготовить отличную команду высококлассных специалистов, последователей, которые могут гордиться тем, что прошли именно твою школу. И плох тот ученик, который не стал лучше своего учителя! Если сдерживать молодое поколение, то получится не сотрудничество, а конкуренция. Ни к чему хорошему это не приведет. В общем, важно, как и в большом спорте, вовремя закончить карьеру и дать дорогу своим коллегам или ученикам, чтобы они продолжали общее дело, как эстафету.

Евгений Кропоткин с 2010-го работает хирургом кардио-хирургического отделения № 2 в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии. Специализируется на диагностике и лечении нарушений ритма сердца, кандидат медицинских наук. Сейчас ему 34 года. Окончил зарубежную ординатуру по электрофизиологии и кардиостимуляции. Разработанная им методика удостоена награды «Лучшая работа, имеющая мировое значение». Евгений Кропоткин также принимает в клинике «Ритм».

Материал из номера:
март 2017

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: