Кого из крымских художников нужно приобрести в личную коллекцию прямо сейчас и как правильно инвестировать в искусство

Мы поговорили с галеристами и искусствоведами и составили руководство к действию.

Борис Зелинский

владелец галереи «Арт-Бульвар»

 

Кого из крымских художников надо покупать сегодня?

В Крыму в советское время сложилась очень сильная художественная школа, основанная на давних художественных традициях. В ту пору здесь жила и работала плеяда выдающихся мастеров, востребованных и тогда, и сейчас не только на постсоветском пространстве, но и за рубежом.

Среди крымских классиков советского периода, ко-торых уже нет в живых, я, прежде всего, выделяю Фе-дора Захарова. В этом году исполняется сто лет со дня его рождения. Третьяковская галерея приурочила к этому событию персональную выставку художника. Петр Столяренко, Валентина Цветкова, Валентин Бернадский, Анатолий Сухоруких и Виктор Толочко составляют костяк известных крымских мастеров, чьи картины обладают хорошей инвестиционной привлекательностью на арт-рынке.

Если говорить о современных, ныне живущих мэтрах и корифеях живописи, следует отметить Елену Молчанову-Дудченко, Игоря Шипилина, Николая Дудченко и Рамазана Усеинова. Это признанные художники в возрасте от пятидесяти лет. Ренат Рамазанов, Даниил Волков, Александр Шумцов (Аруш Воцмуш), Даша Рыбина, Темир Рыман и Эдуард Кулиш относятся к категории условно молодых, интересных и уже состоявшихся художников младше пятидесяти лет. Зачастую мастеру необходимо пройти определенный творческий путь, чтобы развить свой талант и стать на ноги.

 

Как определяется стоимость картины?

Прежде всего я обращаю внимание на образование художника. Часто вижу такой путь:  художественная школа, среднее и высшее образование. Второе, кто учитель. Некоторые живописцы продолжают семейные династии, например, Даниил Волков и Темир Рыман – достойный преемник своих родителей-художников. Третье, есть такое понятие, как арт-среда. В нее входят музейные сотрудники, искусствоведы, галеристы и ценители живописи. Когда общаешься с этим кругом людей, волей-неволей прислушиваешься к их мнению. Четвертый момент, глядя на географию выставок, приходит понимание, насколько художник востребован, локален ли он, или его живопись перешагнула рамки Крыма. В совокупности те факторы, которые я перечислил, дают представление о художнике.

Если мы говорим о статусных художниках советского периода, которых уже нет в живых, ценовой разброс будет от ста тысяч до миллиона рублей. Если это состоявшиеся, работающие сейчас мастера или молодые талантливые авторы — от сорока до ста пятидесяти тысяч рублей.

 

Где сегодня покупают картины?

В профессиональных галереях, которых не так много в Крыму, на уличных вернисажах и в мастерских у художников. Если мы говорим об уличных вернисажах, там представлены картины больше ремесленников, чем художников, задача которых рисовать типовые сюжеты и продавать их в большом количестве и по низкой цене. Инвестиционной привлекательности эта живопись не имеет. Самобытные художники реализуют картины через галереи, поэтому, если человек серьезно настроен на покупку произведений искусства или хочет сделать кому-то ценный подарок, правильно обратиться к профессиональным галеристам.

  • Молчанова-Дудченко Е.А. Балаклавская рапсодия. 2015 Х.м. 80х120

  • П.К. Столяренко на этюдах с супругой и дочерьми в Артеке. - копия

  • Столяренко П.К. Прибой 1955г. к.м. 49х70

  • Воцмуш А. Выключил радио. 2015 Б.а. 51,5х71

  • Рамазанов Р. Ветер. 2018. Х.м.80х100

  • Игорь Шипилин

  • Шипилин И.Н.Покрова в Орлином. Октябрь. Солнечный день (дикий виноград). 2010 г. К.м. 60х70

  • Сухоруких А.И. Натюрморт с сиренью. 1970 к.м. 110х120

Людмила Смирнова

искусствовед, заместитель директора Севастопольского художественного музея имени М. П . Крошицкого

 

Каких крымских художников нужно покупать прямо сейчас?

Я назову имена тех людей, которые сегодня наиболее интересны как художники и собеседники. Во-первых, это Николай Дудченко. Мастер, монументалист, один из самых, на мой взгляд, талантливых крымских живописцев и графиков. Деревенский мальчишка, окончивший Крымское художественное училище имени Самокиша и Харьковский художественно-промышленный институт, стал первым в Крыму почетным академиком Российской академии художеств и возглавил Товарищество южнорусских художников, возобновленное в Севастополе. В этом году Дудченко исполняется семьдесят лет. Если говорить о христианских сюжетах, получается, что это жизненные истории, в которых сконцентрирован весь человеческий опыт: страдания, радости и переживания. Глубоко чувствуя древнюю культуру, Дудченко создает свой удивительный светлый мир, мастерски соединяя искусство прошлого и современную живопись в своей иконописи.

К творчеству Дудченко сегодня большой интерес в Крыму и за его пределами. Его картины вызывают на серьезный разговор об искусстве. Сейчас некоторые из них представлены на выставке «Наш Крым» во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике среди работ известных отечественных авторов XIX–XXI веков, в том числе и крымских: Игоря Шипилина, Рамазана Усеинова, Даниила Волкова.

Среди молодых художников я выделяю севастопольского автора, талантливого графика Владимира Новикова. Неформальный лидер Севастопольского молодежного объединения художников и инициатор многих молодежных выставок, в числе которых недавняя художественная выставка «Птицы» участников творческого объединения севастопольских художников «МОСТ», которая проходила одновременно на трех площадках Севастополя: в библиотеке имени Толстого, театре имени Луначарского и арт-отеле «Украина».

И еще одно имя. Александр Шумцов (творческий псевдоним Аруш Воцмуш) — севастопольский художник, которого знает вся Россия. Талантливый и востребованный акварелист с ироничным отношением к жизни.

 

Как узнать, какую ценность имеет картина?

Есть эстетическая ценность картины, которая заключается в том, что чем больше и чаще ты на нее смотришь, тем больше тебе открывается, — вне зависимости абстрактное это искусство или пластическое. Но без определенных знаний многого не увидишь: человек должен быть готов к восприятию произведений искусства.

  • Новиков Через десять лет, 2018, акварель, 19,5х29,5

  • Усеинов Р.Э. Утренний свет. 2018 х.м. 80х70

  • Дудченко Н.Я. Корабли в Южной бухте (Севастополь). 2018 х.м., 80х60

  • Волков Д.В. Константиновский равеллин. 2014. Х.м. 60х70

Екатерина Бородина

научный сотрудник, куратор «Крымского зала» Симферопольского художественного музея

На каких крымских мастеров нужно обратить внимание сегодня?

Прославленные художники советского периода Федор Захаров, Николай Бортников, Валентин Бернадский, Владимир Соколов, Степан Мамчич и Олег Грачев являются на сегодняшний день признанными мастерами крымской живописи. Следом за ними стоят относительно молодые живописцы, художники-профессионалы, которых кормит творчество. Это — воспеватель города-героя влюбленный в севастопольские бухты Игорь Шипилин, бросающий вызов XXI веку Николай Дудченко, изысканная художница Елена Молчанова и великолепный колорист Рамазан Усеинов. Последний награжден медалью Российской академии художеств за серию живописных произведений «Судак». Вся его творческая жизнь с 90-х годов проходит у нас на глазах. Видно, как художник растет, меняются его взгляды на жизнь, как приобретает новую глубину творческая манера.

Валерий Голынский — художник библейской темы. Его жена Татьяна Дыманова-Голынская и сын Александр также выставляются на полуострове. Глубокомысленное творчество Валерия — синтез библейского и античного с присутствием крымской тематики. Татьяна более эмоциональна: обращается к мотивам любви, материнства и женственности. Александр — концептуал, ориентирующийся на Венецианскую биеннале. Их работы часто перекликаются. В них есть то, что сейчас теряется в картинах молодых художников, — уважение к себе и своему зрителю.

В творчестве названных мною авторов присутствует психологизм, рефлексия и осмысление. Это люди удивительной работоспособности и таланта, обладающие душевным стержнем, который помогает выстоять перед любыми трудностями. Они не просто пишут цветовые плоскости и соединяют их по наитию. Это художники с высоким уровнем профессиональной подготовки. Они, как танцоры, которые усвоили классику академического балета, могут взлетать на фантастическую высоту, имея феноменальный успех. Смысл и значимость работ этих мастеров — в непреходящем эмоциональном воздействии на зрителя. С годами меняется аспект творчества, но не высокая планка.

Дмитрий Филов с 80-х годов прошлого века и по сегодняшний день профессионально занимается живописью в направлении крымского космизма. Художник создет образы в виде космических фракталов, опираясь на коллективное бессознательное и считая картины своеобразным амулетом для разговора со Вселенной. Однажды Филов мне сказал: «Хочешь стать миллионером, покупай мои картины. Через пятьдесят лет они будут висеть в Лувре». Пятидесяти лет еще не прошло, но уже сейчас картины крымского космиста находятся в галереях и частных коллекциях Германии, Польши, Турции, Норвегии и Америки.

  • Валерий Голынский. Сон. Старый го- род. 2006 г.

  • Кулиш Э.П. Мечты о море. 2017. Х.м., 80х80

  • Дмитрий Филов

  • Толочко В.И. Баркасы. 1989. Х.м. 40х80

Текст: Галина Язовицкая
Фото: Архивы пресс-служб

thestorozhko,
Комментарии

Наши проекты