18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Гид по уличному искусству Крыма: кто есть кто

Вместо галерей у этих художников городские стены. Стрит-артисты бесстрашны, потому что на улице все равны. Разбираемся, кто есть кто на стрит-арт-сцене Крыма и где искать их работы.


 

Алексей Кислов

Пожалуй, самый известный стрит-артист Крыма. Свои работы рисовал в основном на городских окраинах, на стенах полуразрушенных домов и недостроев. Работы Кислова изобилуют деталями, они прописаны очень технично — за плечами автора учеба в Крымском художественном училище имени Самокиша. Но пару лет назад художник пропал: новых работ не появлялось. Как мы выяснили у самого Алексея, место жительства не менял, работать в Крыму продолжает, но большинство крупных проектов теперь реализует за пределами полуострова. Масштабных сюрреалистических персонажей в его исполнении сегодня можно увидеть в городах материковой части России, на Украине, в Белоруссии, Польше, Франции, Финляндии, Израиле, Америке, Китае и Бразилии. Но около двух десятков его картин, превративших обычные стены в произведения искусства, в Крыму еще можно найти. И оттого работы одного из первых уличных художников полуострова хочется оберегать и сохранять.



Виталий Кроме

Он смешивает краски и форматы: граффити, стрит-арт, современная каллиграфия, художественная роспись. Свои идеи реализует на всем, что может быть разрисовано: будь то стены, холсты или люди. Сегодня за его мастерство готовы платить владельцы студий, магазинов, кафе и барбершопов. Но жажда творить на улицах порой зашкаливает, и его творчество выплескивается на свободные городские пространства. Адреналин приходит ночью — с рисунками в отдаленных заброшенных местах. Коммунальщики тоже не дремлют: бывает, спустя день художник возвращается сфотографировать работу, а она уже закрашена. Однако зачастую с властями Виталий все же дружит — недавно в одном из скверов Бахчисарая появилась его роспись на тему Дня Победы.  


 

Юлия Можаровская

Иллюстратор настолько любит рисовать карты, что однажды решила их масштабировать. Холстом для работы стала площадка в центре Севастополя — на сорок два квадратных метра развернулось ее иллюстрированное «Путешествие по Крыму». Роспись прижилась в городском пространстве и засветилась в тысячах постов в Инстаграме, а Юлия, архитектор-градостроитель по образованию, получила такой мощный заряд вдохновения, что решила: ее первый опыт в стрит-арте — отнюдь не последний. 

«Рисуя карты, всегда было желание их увеличить, дать возможным рассмотреть детали поближе, позволить зрителю стать частью рисунка или вовсе слиться с ним».


 

Сорок

Он считает, что граффити должно оставаться на улице. Его псевдоним в самой разнообразной стилистике мы видели на стенах забытых переулков полуострова и на крышах высоток. Его рисунок высотой с десятиэтажный дом на одном из заброшенных зданий Алушты считается самым большим граффити в Крыму. Рисует Сорок и за пределами полуострова: Петербург, Ростов-на-Дону, Сочи, Краснодар, Киев, Харьков и города Абхазии. 

«То, что я делаю — это погоня за адреналином и риск. Никогда не согласовывал свои граффити с кем-либо. Коммунальные службы закрашивают довольно часто, но и я не отстаю. Труднодоступные места — как ключ к тому, чтобы рисунок держался дольше».


 

Евгений Dozen

В 90-е, когда было модно танцевать брейк, рисовать граффити, носить безразмерные штаны, Евгений и увлекся всем этим сразу. Но мода прошла, рэп разонравился, а стрит-арт остался. Dozen уверяет, что его граффити не место в галереях, но эти взрывные абстракции нам хочется рассматривать часами. Чаще всего рисунки появляются далеко за городом, куда службы ЖКХ не выезжают, и это хорошо. Ведь закрашивание сюрреалистичных сюжетов художника нужно было бы причислять к вандализму.  
 
 


 

PRNK

Художник-муралист долгие годы превращал в уличные галереи спальные районы Донецка, Харькова, Минска, Львова, Каменец-Подольска и Алматы. Теперь Александр Пряничков, он же PRNK, живет и работает в Крыму, где мыслит большими форматами. А полуостров страсти художника рад: то на невзрачной стене сюрреалистические персонажи заведутся, то обычный забор украсят «Алые паруса» по Грину, то пространства вокруг детских площадок заполнятся живописными панно. 


 

Павел Ртуе

Павел Ртуе в игре с коммунальщиками явно выигрывает: площадки в отдаленных частях Севастополя находит умело, а потому закрашивают его работы редко. Сегодня на улицах города живет больше ста абстракций, граффити и шрифтовых композиций художника. При этом часть его работ хранится в московских галереях, Музее стрит-арта в Петербурге, а с недавних пор — и в Цюрихе. Сейчас художник готовит персональную выставку своих работ в Швейцарии. 


 

Дмитрий Аксютенко

В рамках фестиваля стрит-арта Дмитрий Аксютенко раскрасил не одну электроподстанцию Евпатории. Но и стены родного Симферополя манят не меньше. Многометровое цветочное поле, портрет девушки с орлом — идеи зачастую приходят тогда, когда рисовальщик оказывается один на один с запасом краски и свободной стеной. 


 

Владислав Подопригора

На полуострове завелся Айвазовский с баллончиком. Так говорили летом 2018-го, когда  его «Корабль среди бури», нанесенный на обычное симферопольское здание, облетел весь интернет — больше пяти миллионов просмотров. На уличные стены вместо традиционных холстов выбор Владислава пал еще семь лет назад. За это время пару десятков серых зданий он ловко превратил в галерею под открытым небом: патриотические зарисовки, портреты известных людей, море во всех его проявлениях, копии мировых шедевров — чего только стоит изображенный на стене фрагмент работы Франческо Солимены «Похищение Орифии Бореем». Картины в исполнении 23-летнего ялтинца сегодня украшают почти все крымские города.


 

Олег Но

Уличный художник со стен зданий говорит с нами о людях, изменивших планету: вот Гагарин — совсем молодой, только покоривший космос, а вот портрет заслуженного летчика СССР Михаила Громова, он спокоен и сдержан — и сейчас, и во время своих дальних полетов, которые били все мировые авиационные рекорды. А иногда на неприметных ранее стенах появляются копии известных произведений. Например, вблизи севастопольской бухты Омега цветут «Водяные лилии» — копия одноименной картины Моне в исполнении Олега. Свыше сотни его работ сейчас живет на улицах полуострова, часть — в альбоме, продающемся в Эрмитаже, часть — в Институте исследования стрит-арта.

 

Текст: Юлия Бауськова

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: