Администрация паблика «Вконтакте» MDK подала в суд на депутата Михаила Маркелова и обвинила его в клевете, отреагировав таким образом на жесткие высказывания парламентария о публикации в сообществе. Речь шла о картинке с сообщением о теракте в Волгограде в духе паблика, из-за которой Маркелов потребовал возбудить дело об экстремизме против Павла Дурова. Мы поговорили с одним из основателей MDK Роберто Панчвидзе о его отношении к контролю за интернетом.
Зачем вы это сделали? Такого от вас точно никто не ждал.
Потому так и поступили. Мы всегда делаем то, чего от нас меньше всего ожидают. Но вообще этот случай нас очень задел. Мы начали мониторить сеть и поняли, что у многих авторитетных пользователей такая же реакция — их задела безграмотность депутата. Это насколько надо быть юридически неподкованным, чтобы такое говорить. Мы посовещались с нашим небольшим коллективом и поняли, что надо как-то ответить. Надо приучить депутатов соблюдать юридические нормы. Мы потом прочитали его комментарий [в ответ на иск], что мы, мол, нашли лазейку в законе. Это не лазейка — это закон!
Маркелов не привел никаких доводов, апеллировал к морально-этическим нормам, которые объективно рассматривать невозможно. Точно так же — не понравилась колонка в каком-то журнале, давайте засудим этого человека, ну это глупость.
А вам не кажется, что речь не столько про общую юридическую неграмотность, сколько про глобальное непонимание того, что такое социальные сети и интернет в целом?
Да, конечно. Государство, в частности, Дума пытаются контролировать интернет, но ничего не получается, потому что интернет — это прогресс, он каждый день расширяется, и ни одна система его не может в себе заточить. В Штатах это еще как-то делается, сервисы от гугла до фейсбука контролируются государством. В России тоже хотят перенять эту хорошую традицию, может даже уже как-то делают, обычным гражданам это неизвестно, но пытаться давить с помощью депутатов… это странно. Нужно к закону ближе быть!
Он [Маркелов] мог быть сказать, что это его личная позиция, но он от лица Госдумы выдвинул нам обвинение и пригрозил иском. Я ждал этого иска неделю, другую — его нет. Мало того, что он обманул нас, он обманул еще людей, чьи интересы представляет.
Так Маркелов же обвинил не столько вас, сколько Павла Дурова.
Это тоже от безграмотности. Да, площадка его [Дурова], но действуем-то на ней мы, пользователи. Таких пользователей миллионы. Эта картинка не наш плод, это пользовательский контент, мы своих пользователей защищаем, стараемся держаться полной анонимизации. С тем же успехом можно предложить посадить человека, который придумал интернет, или провайдера.
Недавно как раз была новость про то, что провайдеров обяжут сохранять трафик, и спецслужбы получат доступ к личным данным, как вы к этому относитесь?
Возможно, я для кого-то открою Америку, но такие базы данных давно существуют, и люди на них зарабатывают — что для тех, кто давно в этом бизнесе, не новость. То, что сейчас делают, это логично. Пространство, где ты можешь выступить безнаказанно, нужно контролировать. Функция государства — это контроль, ничего такого я тут не вижу. Другое дело, что интернет очень быстро развивается, технологии очень быстро скачут, а государство — архаичный механизм само по себе.
«Лицензия СМИ нам не нужна.
Во-первых, слово "п***ц" мы не сможем использовать.
Во-вторых, это не весело»
Если вернуться к вашему иску — почему просите именно такую сумму, 14 тысяч рублей?
Это просто юридические издержки. Мы хотим главным образом публичных извинений. И еще он может сфотографироваться в нашей майке на аватарку. Изначально была теория, что, может, правда, человека задело. Но потом мы поняли, что депутату просто не хватало пиара. Если он хочет за наш счет пропиариться, мы можем предложить ему более приятный способ для нас.
Как вам обращение Дурова насчет всей этой истории, которое он опубликовал на Lenta.ru?
Прочитав статью Дурова, я понял, что сказать о таких вещах, о понимании слова, лучше, чем он, невозможно. Я был восхищен. Мне было очень приятно, что человек настолько ясно и четко изложил свою позицию, которая при этом в какой-то мере как раз сподвигла нас на то, что мы делаем.
Как думаете, чем дело кончится?
У нас нет какого-то конкретного плана. Судя по последовавшим от Маркелова комментариям, человек вообще не представляет, что происходит. Он назвал нас хамами.
То есть опять дает вам какую-то морально этическую оценку?
Да. Это довольно смешно выглядит на самом деле. Но учитывая, что он журналист по образованию — довольно прогнозируемо.
Не так давно обладатель нескольких разных образований Владимир Жириновский тоже возмущался одной из публикаций в сообществе ВК...
С Жириновским там совсем другая история, в том посте действительно можно было обнаружить оскорбительные мотивы — в том числе в отношении государственного флага, а ведь недавно был принят закон в недопущение этого. Все, к чему обращаемся мы, — это юмор, шутка. Можно предположить, что у депутата Маркелова просто нет чувства юмора.
Хотя, конечно, мы не просто агрегатор гэгов, из нашего паблика многие молодые люди узнают новости. Мы работаем как альтернатива СМИ. И как мы освещаем новости — это наше дело. Мы не публикуем вещи, разжигающие межнациональную вражду, потому что это противоречит кодексу РФ и правилам ВК. Мы не позволяем себе публикации изображений внутренностей, крови — этот шок-контент тоже запрещен. Мы доносим до аудитории интернета понятным человеческим языком ту информацию, которая есть.
Не думали зарегистрироваться как СМИ?
Не-не-не, нас же это очень сильно ужмет в правах. Во-первых, слово "п***ц" мы не сможем использовать никак. Во-вторых, это не весело.
Комментарии (5)