18+
  • Образ жизни
  • Путешествия
Путешествия

КАК НАЗОВЕШЬ, ТАК И ПОПЛЫВЕТ

Фото Валерий Гнатюк

Фото Валерий Гнатюк

На побережье строго относятся к морскому сленгу: не «корабль», а «судно», не «плавает», а «ходит». И даже те местные жители, которые как будто не имеют никакого отношения к большой воде, все равно немножко мореманы: в той или иной степени суеверны, разбираются в ветрах и не прочь по пятницам предаться «йо-хо-хо» со всеми вытекающими «до дна за тех, кто в рейсе». Специально для них проводим ликбез, как стать мореходом на доступных в крае транспортных средствах.    

Сергей Захаров
Президент Краснодарской краевой Федерации парусного спорта

"С парусным спортом в Краснодарском крае все сложно: воды много, а яхт-клубов мало. Строительство марины — дело дорогое. Краевому бюджету под силу раз или два в год тратиться на такую стройку, но серьезно развивать эту сферу туризма пока не спешат. А зря: в той же Турции, по отчетам, парусный туризм приносит региону двадцать пять процентов прибыли."

Бесплатные детские парусные школы работают в Геленджике, Анапе, Сочи, Краснодаре, Темрюке, Ейске, Приморско-Ахтарске и Туапсе. Коммерческие — в Новороссийске, Абрау-Дюрсо и Имеретинском яхтенном порту в Адлере. Почти у всех — проблема с так называемой материальной частью: флота в крае нет, и инвесторам невыгодно его спонсировать. Гоночный одноместный швертбот международного класса «Оптимист», на котором начинают дети, стоит от ста до четырехсот тысяч рублей. Плюс ввозные пошлины. Сейчас пробуем продвинуть идею собирать «Оптимистов» на базе детских школ: лодки из фанеры реально сделать самостоятельно. Такие деревянные швертботы тяжелее покупных из стеклопластика, но на них можно ходить во время тренировок.  

 

Взрослым сложнее: по факту, они могут заниматься только в Новороссийске. В остальных местах нет нормальных марин, а значит, нет и яхт. Чтобы поддержать интерес, в этом году мы совместно с Русским географическим обществом и Ростуризмом впервые провели любительскую регату «Золотое кольцо Боспорского царства». Это был такой туристический круиз по десяти городам и поселкам Краснодарского края, Ростовской области, Республики Крым и Севастополя с выходом на берег, экскурсиями и любительскими гонками в процессе перехода. 

 

Федерация в первую очередь старается для детей. В 2017-м мы открыли новое место для соревнований — озеро Абрау-Дюрсо, где за последние двадцать лет никто ничего подобного не делал. И в прошлом году только за счет нашей Федерации дети из Краснодара, Геленджика и Новороссийска приехали туда на первые командные гонки. В июне 2019-го наша Федерация за свой счет привезла в Чечню на парусную регату «Кубок Ахмата-Хаджи Кадырова» шестьдесят детей-участников в классе «Оптимист», десять лодок RIB для организации безопасности и судейства на воде и пятнадцать судей. Это был самый крупный в истории края выезд детей на соревнования. И, главное, абсолютно бесплатный: проезд, проживание, питание мы взяли на себя. Думаете, кто-то из Министерства спорта это оценил? Боюсь, что нет. 

 

А шквал в Геленджике? В ноябре вместе с Темрюкской Федерацией мы провели крупнейшую детскую регату на семьсот двадцать четыре участника в разных классах лодок. Налетел шквал, лодки перевернулись, родители запаниковали. Нас обвинили в плохой организации. Как можно? Во-первых, мы заранее запросили погодные условия — штормового предупреждения не было. Во-вторых, у нас было полно судов обеспечения безопасности, и за час мы всех эвакуировали. Краевые дети, кстати, были готовы к таким условиям. Испугались те, кто впервые приехал на открытое море. В той же Москве занимаются на водохранилище: дети закрыты лесом и не знают такого ветра и волн. 

 

Я уйду с поста президента Федерации. Уйдет и часть учредителей. Мы не получили аккредитацию в прошлом году. Вместо нас ее дали вновь созданной Сочинской Федерации, которая, в отличие от нас, не провела ни одного соревнования. Мы заказали журналистское расследование на эту тему, подали документы о нарушениях в прокуратуру. Ждем ответа. Жаль, нет никакой поддержки от Министерства спорта и администрации края. Мы провели столько регат: трехдневную «Гиперборею–2018» для восемьдесят участников и первую парусную регату крейсерских яхт «Белые паруса» в Геленджике, вывели на новый уровень «Кубок Черного моря Novocup–2018». Не говоря о детских соревнованиях: они проходят несколько раз в месяц, и шестьдесят процентов российских состязаний — в нашем крае. И что? Яхт-клубы все равно закрывают: в Анапе, Геленджике, Краснодаре. Мы пытались достучаться, но власть нас не слышит. Все забыли о том, что дело не в бумажках и бюджетах, а в детях, которым негде бесплатно заниматься парусным спортом. Надеюсь, что губернатор посмотрит в нашу сторону, и что-то изменится к лучшему. А пока остаются только частные инициативы.      

 

ДЕТСКИЙ ПАРУСНЫЙ СПОРТ

 

Анна Барабанова
Яхтсмен, преподаватель по детскому парусному спорту

В яхт-клуб меня, восьмилетнюю, привел дедушка. В восемнадцать я начала преподавать — и вот уже одиннадцать лет здесь. Сейчас у нас порядка семидесяти учеников, которые занимаются на «Оптимистах»: самой маленькой — шесть, а самым старшим — по пятнадцать. Перед выходом на воду, изучаем теорию. Запоминаем, что такое рангоут, шкаторина, румпель и прочие детали лодки. Учимся определять направление ветра, вязать узлы, настраивать элементы яхты. И только потом пробуем первые упражнения в бухте неподалеку от берега. В клубе занятия идут по часу дважды в неделю, а во время гонок ребенок проводит по пять–восемь часов на воде. Конечно, важна техника безопасности: головные уборы, гидрокостюмы, гидроботы. Дети должны быть готовы и к перевороту яхты: мы учим самостоятельно возвращать лодку в правильный киль и исправлять поломки прямо на борту. 

Сезон у нас круглый год с поправками на норд-осты. Часто бываем на выездных соревнованиях в Сочи, Турции, Чечне. В командных гонках обычно соревнуются две команды по несколько лодок. И нужно не просто прийти первыми, но и получить как можно больше баллов, вынудив соперников нарушать правила. В прошлом ноябре на таких соревнованиях в Геленджике произошло ЧП: из-за шквала в море перевернулись почти семьсот лодок. К счастью, никто из участников не пострадал. Бежишь вдоль скал, а там куча побитых лодок и дети, которые друг другу помогают. Кодекс чести: нет ничего важнее человеческой жизни, ты обязан спасти тех, кто в опасности.

Вообще, чтобы заниматься парусным спортом, недостаточно начитаться книжек и подкачаться в спортзале. Предстоят долгие часы борьбы со своим характером и страхами непосредственно в море. Идешь голодный, всё затекло, хочешь в туалет, сверху заливает дождем, снизу — волнами, а при этом нужно просчитать ветер, течение, а еще и обогнать соперников. Парусный спорт — это такие шахматы на воде, где имеют место еще и стихия, и мышечная нагрузка на все тело.      

 

 

ЯХТИНГ

С мальчиками и девочками все понятно, а вот дядям и тетям с мечтой об алых парусах в сердце в Новороссийске, Анапе и Геленджике тяжелее: заниматься почти негде и не на чем. Лучше купить свою яхту или пристроиться к кому-то в экипаж, что тоже непросто. В Новороссийске взрослых принимают несколько парусных школ: например, «Морской узел» на базе яхт-клуба на Малой земле. Возраст и уровень физической подготовки не имеют значения, главное — желание и время, которое вы намерены уделять морским наукам. Все-таки управлять судном сложнее, чем водить авто или моторный катер. Теорию начитывают за три месяца по четыре часа в день, практика занимает месяц: двадцать часов — на рулевого, тридцать — на капитана. Плюс тренировочные гонки по выходным. Существуют и экспресс-курсы, где через десять дней погружения в знания «нулевые» студенты уже сами стоят за штурвалом, швартуются, ставят яхту на якорь и еще много чего умеют. А еще можно начать с регаты выходного дня и выйти в море под руководством опытного шкипера.

Антон Тимаков
Яхтсмен, основатель парусной школы «Морской узел»

Я сам из Новороссийска, и мой отец-моряк брал меня с трех лет в рейсы по нашей акватории. Официально в парусном спорте я с четырнадцати. Из школы вырос, а паруса оставить не смог. Пока мои друзья копили на машины и компьютеры, я мечтал о яхте. И она появилась — вместе с прицепом для перевозки и постоянным экипажем. Сейчас яхтинг — не просто увлечение, а сама жизнь. 

Каждый выбирает свой вариант: отдых, коммерция, путешествия или даже судостроительство. Для нас с командой это спорт: каждый месяц бываем на регатах дома или за границей — куда забросит судьба и календарь соревнований. Нам пришла в голову идея возродить знаменитую парусную регату «Кубок Черного моря», о которой по ряду причин забывали больше двадцати лет, а теперь проводят в сентябре на территории от Севастополя до Геленджика. Вообще, за годы накопили много наград. Одна из самых важных — от Министра спорта и туризма Республики Крым за проявленную отвагу и смелость во время шторма в Евпатории. Тогда из-за налетевшего ветра часть яхт не успела отойти от причала. Шквалом их сорвало с якорей и бросало на бетонную стену. Экипаж нашей «Симфонии» рискнул безопасностью и оттаскивал на буксире пострадавших.  

В «Морском узле» обучаем на крейсерских парусных яхтах: у нас три двадцатипятифутовые класса «Конрад-25Р», две тридцатидвух- и тридцатипятифутовые. Одна из них — настоящая гоночная яхта, которая стоит в Турции, куда мы каждый месяц приезжаем со своими курсантами. Яхтинг там развит сильнее, и на старт порой выходит больше сотни судов. Для тех, кто только начал свой путь в парусном мире, действо выглядит запредельно круто. Редко бывает, что новички возвращаются равнодушными, обычно «подсаживаются». 

 

 

Фото Валерий Гнатюк

Фото Валерий Гнатюк

СЕРФИНГ: классика, кайт, вейк, винд и SUP

Конечно, тут вам не Таити, но, вопреки скептическим фырканьям, рассекать, как Киану Ривз, на Черном море тоже можно — серфили, знаем.

Артем Фирсов
Серфер

В серфинге, конечно, больше гребешь, чем катаешься, но для меня — это свобода. Проезжать по сто–триста метров на балийском споте «Импосибл» — нереальное наслаждение. Оно в прямом и переносном смысле дорогого стоит. Так что, если хочется научиться быстро, готовьте кошелек и летите на Бали, Шри-Ланку или в Марокко — дивных мест тысячи. Берите там серф-инструктора и не ленитесь. Но и у нас на побережье достаточно спотов, где стоит искать свою волну. Анапа, Новороссийск, Геленджик, Лазаревское, Сочи и Крым — везде так или иначе сформировалось сообщество серферов. Не найдете здесь, открывайте magicseaweed.com. Я учился серфить в Анапе: без инструктора и с короткой доской вместо лонгборда. Было тяжеловато, но постепенно втянулся, и вы втянетесь! На Черном море с арендой досок дела не очень, поэтому придется покупать самому. Если вы совсем новичок, то, чтобы не выбить зубы по неопытности, рекомендую начать с софт-борда — это длинная пенная доска с мягким покрытием. Сейчас подобные варианты продают чуть ли не в «Декатлоне» по цене от пятнадцати тысяч рублей. А можете заказать через инстаграм у крымских производителей Coresurfboards. В общем, просто ждите прогноза и приезжайте катать! Только, пожалуйста, выучите правила приоритета на волне.  

 

 

Фотограф Максим Бессалый

Фотограф Максим Бессалый

Фотограф Максим Бессалый

Фотограф Максим Бессалый

Фотограф Максим Бессалый

Фотограф Максим Бессалый

Фотограф Максим Бессалый

Фотограф Максим Бессалый

Фотограф Максим Бессалый

Фотограф Максим Бессалый

Фотограф Максим Бессалый

Фотограф Максим Бессалый


Валерий Гнатюк
Кайт- и SUP-серфер, фотограф

«Кайт» по-английски — «воздушный змей», а в кайтсерфинге — это парус в виде небольшого спортивного парашюта. Он тянет за собой райдера, а тот, стоя на доске, управляет кайтом при помощи 25-метровых строп. Кайтингом у нас можно заниматься круглый год: главное, чтобы был ровный, не порывистый ветер минимум 6-8 метров в секунду. Желательно южный. Так новичку проще научиться: в море, а лучше в лимане на гладкой воде.    

Чтобы просто катать, не нужно особых физических данных: детей учат лет с шести, а верхнего лимита нет — встречал кайтеров и за шестьдесят. Но это не значит, что все легко. Кайт тянет с силой катера, и нужны внимание, концентрация, чувство баланса и ответственность, чтобы избежать травм, не влететь в чужие стропы и не отбить внутренние органы. Для фристайла на кайте ребята серьезно готовятся на тренажерах и батутах. 

Если решили учиться, то в Новороссийске в аренду ничего не найдете. Кроме того, начальный период — самый рискованный. Подавляющее большинство самоучек не обошлись без травм, поэтому пусть вас проконтролирует инструктор в кайт-школе. Моим был Виталий Добрянский — дядя Ветал из Kite School in Blaga в Благовещенской. Очень хороший человек, рекомендую. В станице есть и другие школы, которые открыты все лето, а на зиму переезжают работать на Шри-Ланку, Маврикий, во Вьетнам или Египет. Обучающий курс занимает в среднем двенадцать часов, а дальше — море практики.

Кайтинг — спорт экстремальный и ресурсозатратный. Доска — от двадцати тысяч рублей. Хватит и одной. А кайтов лучше купить два или три под разный ветер — это примерно сто тысяч рублей за штуку, в зависимости от бренда и размера. Но на «Авито» или на форумах кайтеров б\у оборудование можно найти значительно дешевле. А еще нужна машина, чтобы перемещаться от спота к споту в поисках благоприятного ветра.    

Самые удобные споты — вокруг Благовещенки. Но мы катали и в Кабардинке, Геленджике, Прасковеевке, Дивноморском, Витязево, Большом Утрише, Голубицкой, Приазовском и в нашей Широкой Балке. Если в Новороссийске южный ветер, добро пожаловать на Косу в Алексино. А вообще, на день можно и в Крым сгонять.    

В кайтсерфинге мне нравится ощущение полета над водой. Морские брызги, ветер, свежесть. Всегда какой-то элемент приключения и путешествия, а это я люблю. Как и фотографировать. Со съемок у меня все и началось: кайтинг ведь очень зрелищный и фотогеничный вид спорта. 

Уже месяца три практикую SUP-серфинг, а точнее SUP-бординг — не на волнах, а прогулки на спокойной воде. На сапе забираешься в такие локации, о которых раньше и не подозревал. Да и знакомые места выглядят из бухты совсем иначе, чем с берега. А какие получаются кадры и случаются знакомства! Местные сапбордисты дружат, участвуют в соревнованиях, недавно в День SUP даже организовали карнавал. Лучший способ попробовать — забронировать прогулку на сапах от Мысхако или Широкой Балки в новороссийской школе Вани Карнаухова «Бери весла». Там вы получите предварительный инструктаж, веселую компанию и фото на память.

Фото из архива Валерия 

 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: