18+
  • Город
  • Город
Город

Виталий, Владимир, Светлана, Алла и Владимир БУТЫ

Фамилия Бут для каждого новороссийца — синоним слова «футбол». Благодаря легендарному вице-президенту Владимиру Георгиевичу «Черноморец» получил свое нынешнее название, его старший сын Виталий выступал за новороссийский «Черноморец», московские «Динамо» и «Локомотив» и молодежную сборную СССР, а младший Владимир — дважды чемпион Бундеслиги, обладатель кубка Лиги чемпионов, Межконтинентального кубка и Суперкубка Германии в составе дортмундской «Боруссии». Сегодня фамильное дело продолжается в родном клубе и проекте Boot Camp Pro — о прошлом, настоящем и будущем семьи в любимой игре рассказали Алла Семеновна и Виталий Буты.

Алла Семеновна: Профессиональное наследие нашей семьи началось с Владимира Георгиевича, моего мужа, который страстно любил футбол. Он всегда говорил, что Новороссийск создан для того, чтобы в нем проводили сборы профессиональные команды со всей страны, устраивались всероссийские и международные соревнования, развивался детский спорт, так как у нас великолепные климатические условия и море, что позволяет играть круглый год. Надеюсь, у моих сыновей получается исполнить его мечту.

Дед Владимира Георгиевича был черкесом, жил с семьей в хуторе Гречаная Балка недалеко от Приморско-Ахтарска, заведовал мукомольной мельницей. В 1937 году коммунисты арестовали его якобы за мошенничество и осудили на 10 лет. А родных признали врагами народа — они все бросили и бежали к родственникам в станицу Раевскую. Там и родился Владимир Георгиевич — а через пару лет, в 1951-м, семья переехала в Новороссийск.

Виталий: Отец рассказывал, что впервые надел бутсы в тридцать лет, на тот момент уже работая в новороссийском Горгазе. И стал ведущим бомбардиром на первенстве города: предприятия играли между собой — Автокомбинат, Автоколонна № 1490, Мясокомбинат — у каждого из них была своя команда, а главный клуб города назывался «Цемент» (ныне «Черноморец» — Прим. ред.). Играть у папы получалось — и он так увлекся, что стал председателем Федерации футбола Новороссийска.

Алла Семеновна: Он страстно и преданно любил футбол. Владимир Георгиевич даже занимался скаутингом: ездил по поселкам и искал для команды ребят. И наши мальчишки, естественно, тоже заболели игрой.

Виталий: Футбол был нашей установкой: занимались с детского садика, буквально спали с мячами! В третьем классе я написал в сочинении, что хочу стать футболистом. Родителей вызвали в школу, говорили, что футбол не профессия. А оказалось — профессия.

Алла Семеновна: Муж очень переживал за сыновей: не пропускал ни одной тренировки, ни одного матча — всегда в первых рядах. Да и вообще любил детей и все для них делал.

Виталий: После каждого матча у нас был разбор полетов. (Смеется.) Однажды, в седьмом классе, я плохо сыграл — и так расстроился, что сказал: бросаю футбол. Отец ответил: «Бутсы на гвоздь, идешь учиться». Неделя проходит, я уже остыл, а папа так и не пускает на тренировку. Ну, я вбил гвоздь в стену, повесил бутсы — он посмеялся и вернул в команду. Когда плохо играл, по попе бил. Да и за поведение попадало — а вот оценки были хорошие.

Алла Семеновна: Мальчики очень много занимались. Однажды, Виталик тогда учился в спортивном интернате в Москве, Вова выдал нам: «Где это видано — я музыкой занимаюсь, английским, на тренировки хожу, математику подтягиваю!». Он был очень одаренным по музыкальной части — когда сказала педагогу, что будем бросать занятия, она просила оставить лучше футбол. Папа мечтал всегда, чтобы Вова, играя в известном иностранном клубе, зашел в ресторан и сыграл на пианино русскую музыку, и я горда, что сын это сделал.

Виталий: В нашей семье футбол всегда был на первом месте, а папа тем временем активно продвигал его в городе. Как председатель Федерации футбола Новороссийска, он очень хотел, чтобы «Цемент» поднялся на новый уровень, а для этого нужны были деньги. Разговаривал об этом с главой города, потом привлек спонсора-бизнесмена — у того были дети Генрих и Кристина, так что команда стала называться «Гекрис». До девяностых они сотрудничали, а 1993-м у того начались проблемы в бизнесе, так что финансирование прекратилось. Папа заявил: СССР больше нет, так что пусть наш клуб называется «Черноморец» (во времена Союза команда под названием «Черноморец» уже была в Одессе — Прим. ред.).

Папа мечтал создать мощную коммерческую структуру, чтобы клуб сам зарабатывал деньги и больше никогда и ни у кого их не просил. Но не успел: через 2 месяца после переименования его убили. А люди, которые пришли после него, жили уже за счет финансирования города. Поэтому у клуба нет стабильности — сегодня спонсор дает деньги, а завтра нет. Мы с братом были молоды — мне двадцать один, Вове шестнадцать, с новым руководством отношения не сложились. Мне пришлось уйти из команды, а брата продали в «Боруссию», перед нами обоими не исполнили контрактные обязательства. Тогда одним днем убрали из состава 16 местных ребят, которые вывели «Черноморец» в высший дивизион. Руководство пошло на поводу у тренера: он испугался, что мы хотим убрать его из команды, хотя все, наоборот, очень любили и уважали его как человека и как тренера.

После смерти папы я еще лет 7 пытался играть. Вова пошел выше, а у меня то желтуха, то язва желудка — но продолжал, пытался себе доказать, что смогу. И все равно закончил рано — будто отец с небес направил. Перед смертью он мне сказал: «Заканчивай с футболом, буду тебя в бизнес вести». А я упрямился. Зато вот сейчас действительно занимаюсь бизнесом, а играл бы до 35 лет — и все бы проспал. Брат карьеру тоже завершил, так что мы объединились и вместе работаем над развитием футбольного клуба «Черноморец» и проектом Boot Camp Pro.

Алла Семеновна: Владимир Георгиевич часто говорил: «Новороссийск — футбольный город, футбол здесь любили и будут любить всегда. Поэтому необходимо создать такой проект, который бы притягивал к нам команды со всех концов нашей огромной страны. Чтобы лучшие футболисты приезжали сюда на турниры, проводили у нас сборы, и мы тем самым способствовали развитию футбола в нашей стране». И сейчас меня берет гордость за то, что наши сыновья Виталий и Владимир, объединив усилия, постепенно реализуют мечту их отца.

Виталий: Уже сейчас, на этапе своего становления, Boot Camp Pro принимает у себя соревнования всероссийского масштаба под эгидой Российского футбольного союза, Детской футбольной лиги, Национальной студенческой футбольной лиги. Мы предоставляем возможность проводить у нас сборы профессиональным командам из Футбольной национальной лиги, а также российским филиалам детских футбольных академий таких известных во всем мире команд, как «Барселона». И это далеко не предел! Нам приятно осуществлять все необходимое для комфорта и успешного тренировочного процесса приезжих команд. Будучи футболистами, я и мой брат много ездили на сборы и видели все недостатки, которые сейчас стремимся устранить.

Алла Семеновна: Виталий и Владимир продолжают дело отца не только в профессиональном плане, но и в личном. Мы всегда прививали им порядочность и ответственность. Конечно, сегодня совершенно другое воспитание, но я вижу, что главные семейные ценности — любовь к окружающим людям, уважение к нашим предкам — сыновья передают уже своим детям. А это самое важное наследие, как и само чувство семьи: пока мы едины, мы непобедимы!

Футбольный клуб «Черноморец» основан в 1907 году и является одним из старейших в России.

Именем Владимира Георгиевича названа ДЮСШ «Черноморец».

Виталий Бут — бронзовый призер чемпионата мира среди молодежных команд (до 21 года) в составе сборной СССР. Помимо «Черноморца», «Динамо» и «Локомотива», выступал также за тульский «Арсенал». Сегодня он генеральный директор ФК «Черноморец». Его сын Вова тоже играет в футбол.

Владимир Бут — спортивный директор ФК «Черноморец». Выступал, помимо «Черноморца» и «Боруссии», за «Фрайбург» и «Ганновер».

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: