Худой, рыжий, из Лондона. На вырученное от продажи краденого открыл магазин нон-конформистской всячины на Кингз-Роуд и поставил провокацию на конвейер. Классик панка и продюсер Sex Pistols, он тринадцать лет был мужем и соавтором дизайнера Вивьен Вествуд. «Креативщику» Стивена Спилберга и видеодиджею, в январе Макларену – шестьдесят два и, как ни удивительно, он кое-что помнит о своей жизни.
О корнях
Я всегда с ума сходил по моде. С самого детства я был окружен огромным количеством вещей. Мои бабушки-дедушки шили костюмы для представителей шоу-бизнеса, поэтому я был воспитан в моде, пропитан ею. А потом я ее возненавидел: я решил стать антимодным, и это сработало! Мы с Вивьен переехали в дом, который я как-то очень естественно переделал в мини-фабрику. Вивьен, однако, никак не могла понять, что же произойдет, если у нас ничего не получится. Она не была образованной настолько, чтобы осознать смысл провала. В художественных школах очень много рассказывают об этом: в частности, что дешевый успех, конечно, нельзя отрицать, но он никогда не будет оценен по-настоящему.
О магазине на Кингз Роуд, 430
Я и сейчас, тридцать лет спустя, отчетливо помню людей, которые приходили покупать вещи в мой первый магазин. Помню женщин среднего возраста среднего класса, которые вместе со своими детьми приезжали к магазину еще до открытия и стояли в ожидании. Такое случалось практически каждые выходные. Дамы просто не могли смотреть на все это – на эти футболки с большими африканцами и их большими пенисами. Будь их воля, они бы не находились в магазине и минуты. А дети – те покупали все, чего им хотелось, хватали все подряд: штаны, футболки, свитеры. Это было похоже на магазин игрушек. «Джонни, давай покупай все, что нужно, и живо отсюда!» – кричали мамаши. Они быстро заходили и старались так же быстро выйти, потому что попадавшиеся им на глаза вещи их безумно смущали. Мой магазин был ярко выраженной провокацией. Он назывался Let it Rock, потом Too fast to live, too young to die, а в последние годы – просто Sex.
О покупателях
Представьте себе ситуацию: я сижу в ресторане, и мне преподносят бутылку шампанского от соседнего столика. Потом подходит миловидная дама, которая угостила меня шампанским, и говорит: «Простите за беспокойство. Мой муж носил ваши вещи. Когда ему было двенадцать, он частенько наведывался в ваш магазин». Знаете, они были моими фанатами, самыми настоящими фанатами. Но, оглядываясь из присущего мне любопытства назад, я говорю себе: все могло быть совсем иначе.
О моде и музыке
Мода – это шаг вперед и два назад, шаг вперед – два назад. Сейчас она не может развиваться быстрыми темпами, в частности, потому, что мало связана с остальными аспектами культуры. В 1970-е мода была неразрывно связана с музыкой, мы их «поженили», и именно это мощно толкнуло культуру вперед. У моды было свое особое звучание. Уверен, что ни одна вещь не станет мегапопулярной, если у нее нет своего собственного бита, звучания. Раньше было так: «Модель номер один. Бла-бла-бла. Модель номер два. Бла-бла-бла. Модель номер три…» Сейчас подиум невозможно представить без музыки. Помню, правда, я принес вещи для новой коллекции, и одна девушка сказала: «Какой бит у этой вещи? Не важно! Это все равно выглядит круто!» Кроме звука у музыки еще есть цвет. Цвет панка – черный, потому что он все отражает.
Об Интернете
Глобальная сеть представляет интерес в первую очередь для самых молодых. Она давно стала ресурсом, который способен обеспечить любым видом информации. И что превыше всего – Сеть дает возможность общаться с другими и придумывать вещи, все что угодно. Понимаете, Интернет – это теплый и комфортный мир, он обеспечивает до боли радушный прием. Здесь вы можете представлять различные грани своего «я». Именно здесь, в глобальной Сети, новое поколение наблюдает, критикует и познает нынешнюю культуру. И, думаю, однажды будет способно ее изменить. Иных путей я не вижу.
О детях
Сейчас я как никогда люблю детей. Я заворожен детьми. Это настоящий феномен. Многие не вполне осознают, что происходит, а я думаю, «детская культура» обрела большую власть. Именно дети задают темп развития музыки, моды, кино, литературы. И поэтому мне бы очень хотелось вновь заняться модой для детей. Мы стоим на пороге того времени, когда тинейджер станет иконой, определяющей наш стиль. По сути же, мы следуем за тинейджерами с 1950-х годов. Как выглядеть, какие песни петь – каждый хочет проникнуть в их мир. Это вопрос не только культуры, но и прибыли. Тинейджеров рассматривают как особенную, очень доходную часть общества. Потому что тинейджеры хотят свою индивидуальность. А это дело прибыльное. Вы знаете «Гарри Поттера»? По существу, книга для детей, но взрослые любят ее не меньше. Взрослые хотят быть похожими на детей. Это феномен. Женщины среднего возраста стали менее консервативны! Это экс-панк-поколение – средний класс, банковские менеджеры. Они неимоверно следят за собой. Они могут пойти на свидание наравне со своими дочерьми, пытаясь при этом вести себя как маленькие дети. Такого никогда не было. Прямо сейчас наша культура все молодеет и молодеет. И мне кажется, люди избегают говорить об этом, потому что боятся.
Комментарии (0)