/режиссер, художник/
Одновременно с выставкой «Удар кисти. Новые художники и некрореалисты» в Русском музее галерея Марины Гисич устраивает персональную экспозицию основателя группы «Некрореализм» и классика ленинградского параллельного кино.
В моих первых фотоработах присутствовал черный юмор, абсурд, социальный гротеск. После знакомства с Олегом Котельниковым (соратник Тимура Новикова по группе «Новые художники», художник фильма «Асса». – Прим. ред.) я начал заниматься еще и живописью. На выставке в Русском музее представлены три наши совместные с Котельниковым живописные работы начала 1980-х: «Твистуны», «В засаде», «Смерть Мартына». Я придумывал сюжеты этих картин и выполнял графическую часть, а Олег их раскрашивал.
В 1984 году образовалась киностудия параллельного кино «Мжалала-фильм», вокруг которой объединились художники, литераторы, режиссеры, симпатизирующие радикальному эксперименту в кинематографе. Так возникло направление некрореализм. Это слово содержит в себе два противоположных корня: «некро» – смерть, отсутствие, «реализм» – реальность, жизнь, присутствие. В ранних работах некрореалистов также сталкивались разные по содержанию сюжеты и кадры, мрачное соседствовало с радостным и инфантильным. Это сбивало привычные ассоциации и стереотипы восприятия и придавало свежесть ощущениям.
Со временем группа некрореалистов не распалась, а трансформировалась. Владимир Кустов и Сергей Серп по-прежнему занимаются живописью, в прошлом году мы провели большую выставку некрореализма в Лондоне. Остальные художники продолжили работу в качестве актеров в моих фильмах.
На выставке в галерее Гисич помимо полной ретроспективы моих кинокартин будет представлен живописный триптих большого размера «Шахматы» и две серии пейзажных фотографий последних лет. Одна из этих серий, «Немой горизонт», была снята фотоаппаратом без привычного объектива, вместо него использовалась металлическая пластинка с дырочкой – камера-обскура.
Все мои фильмы периодически показывают по разным каналам, и не только в России. Их с удовольствием смотрят самые маленькие дети. Как-то в 1990-е годы по Пятому каналу в девять утра показали мою первую полнометражную ленту «Папа, умер Дед Мороз». В детском саду воспитатель решил, что это детский утренник, и, включив телевизор, ушел. Дети радостно досмотрели до конца, а воспитатель, вернувшись в конце фильма, в недоумении стал звонить на телевидение.
Снятые мною кинокартины рассчитаны на свободное ассоциативное восприятие. В них нет однозначной интерпретации происходящего. Каждый зритель, и дети в том числе, находит в них что-то свое либо вообще ничего не находит, что тоже определенный результат.
Евгений Юфит.
Галерея Марины Гисич,
до 12 марта
Одновременно с выставкой «Удар кисти. Новые художники и некрореалисты» в Русском музее галерея Марины Гисич устраивает персональную экспозицию основателя группы «Некрореализм» и классика ленинградского параллельного кино.
В моих первых фотоработах присутствовал черный юмор, абсурд, социальный гротеск. После знакомства с Олегом Котельниковым (соратник Тимура Новикова по группе «Новые художники», художник фильма «Асса». – Прим. ред.) я начал заниматься еще и живописью. На выставке в Русском музее представлены три наши совместные с Котельниковым живописные работы начала 1980-х: «Твистуны», «В засаде», «Смерть Мартына». Я придумывал сюжеты этих картин и выполнял графическую часть, а Олег их раскрашивал.
В 1984 году образовалась киностудия параллельного кино «Мжалала-фильм», вокруг которой объединились художники, литераторы, режиссеры, симпатизирующие радикальному эксперименту в кинематографе. Так возникло направление некрореализм. Это слово содержит в себе два противоположных корня: «некро» – смерть, отсутствие, «реализм» – реальность, жизнь, присутствие. В ранних работах некрореалистов также сталкивались разные по содержанию сюжеты и кадры, мрачное соседствовало с радостным и инфантильным. Это сбивало привычные ассоциации и стереотипы восприятия и придавало свежесть ощущениям.
Со временем группа некрореалистов не распалась, а трансформировалась. Владимир Кустов и Сергей Серп по-прежнему занимаются живописью, в прошлом году мы провели большую выставку некрореализма в Лондоне. Остальные художники продолжили работу в качестве актеров в моих фильмах.
На выставке в галерее Гисич помимо полной ретроспективы моих кинокартин будет представлен живописный триптих большого размера «Шахматы» и две серии пейзажных фотографий последних лет. Одна из этих серий, «Немой горизонт», была снята фотоаппаратом без привычного объектива, вместо него использовалась металлическая пластинка с дырочкой – камера-обскура.
Все мои фильмы периодически показывают по разным каналам, и не только в России. Их с удовольствием смотрят самые маленькие дети. Как-то в 1990-е годы по Пятому каналу в девять утра показали мою первую полнометражную ленту «Папа, умер Дед Мороз». В детском саду воспитатель решил, что это детский утренник, и, включив телевизор, ушел. Дети радостно досмотрели до конца, а воспитатель, вернувшись в конце фильма, в недоумении стал звонить на телевидение.
Снятые мною кинокартины рассчитаны на свободное ассоциативное восприятие. В них нет однозначной интерпретации происходящего. Каждый зритель, и дети в том числе, находит в них что-то свое либо вообще ничего не находит, что тоже определенный результат.
Евгений Юфит.
Галерея Марины Гисич,
до 12 марта
Комментарии (0)