18+
  • Город
  • Город
Город

Хозяйка исторической квартиры на Невском рассказывает о быте трех поколений петербуржцев и планирует открыть музей

Диана Борисова, хозяйка исторической квартиры на Невском проспекте, рассказывает о быте петербуржцев на примере своего жилища. В доходном доме Александро-Невской Лавры 1901 года постройки жили три поколения ее семьи, наполнив квартиру артефактами разных времен — довоенного, советского 1950-1980-х годов и «перестройки» 1990-х.

Доходный дом Александро-Невской лавры на снимке 1941 года. Фото: citywalls.ru

Доходный дом Александро-Невской лавры на снимке 1941 года. Фото: citywalls.ru

Современный вид. Фото: citywalls.ru

Современный вид. Фото: citywalls.ru

Бережно храня реликвии, коренная петербурженка ведет аккаунт в Instagram @lifemuseum_spb, в котором превращает вещи в виртуальные экспонаты — рассказывает их историю и даже делится актуальной рыночной стоимостью. Так обычная тарелка, пожелтевшая от времени, становится редким свидетелем царствования Николая II, оцененным в 25-35 тысяч рублей за свой дефект — непокрашенную каемку. 

Самая дорогая тарелка в коллекции. Предположительно, выполненная в период 1894-1918-х годов

Самая дорогая тарелка в коллекции. Предположительно, выполненная в период 1894-1918-х годов

Всего в квартире три комнаты, каждая стала олицетворением своего времени: довоенного Петербурга, советского 1950-1980-х годов и «перестройки» 1990-х. В первой стоят буфет конца XIX века и три стула — еще столько же в свое время было передано в Музей Ивана Яковлевича Билибина в Ивангороде. На буфете — керамическая статуэтка из серии «Урожай» для Императорского фарфорового завода авторства советского скульптора-керамиста Натальи Данько. На стене — бюст «Лето» из парной композиции «Весна и Лето» академика Императорской Академии художеств Николая Баха, выполненный из бронзы по авторской модели 1860-х годов.

Флакон для духов, инкрустированный камнями

Флакон для духов, инкрустированный камнями

Кружева

Кружева

Накидка, вышитая бисером

Накидка, вышитая бисером

Такое явление, как товарный дефицит в СССР, было заложено в самой природе централизованного распределения пережило несколько пиков. Вызванный индустриализацией и «побежденный» подъемом стахановского движения к концу 1930-х годов, дефицит вновь ударил по советским людям после начала Великой Отечественной войны. 

Желая выделиться из общих очередей и карточек, советские люди рукодельничали и всячески кастомизировали обычные предметы. Так в коллекции Борисовой появился «затейливый fashion» — инкрустированный камнями флакон для духов в бронзовой оплетке, собранные вручную бусы под малахит, подборки схем для вязания пуловеров и дамских шапочек с узором «букле» 1970-х годов, кружева и накладки, вышитые бисером.

Схема для вязания, 1971год

Схема для вязания, 1971год

Бусы под малахит

Бусы под малахит

«Fashion в СССР весьма затейливый — как результат дефицита и в то же время наличия у многих хобби, коллекционирования или рукоделия. Шили сами, умели держать иголку в руках, крутить ручку швейной машинки, вязать. И как-то не очень страдали… Одевались просто. «В простоте и величие!» Однако от этой эпохи остались не только броши, воротнички, платочки, вещи, сшитые самостоятельно, которые давали возможность индивидуализировать скучный стандарт, но и комплексы более поздней эпохи по отношению к ручному труду. «Сама сшила платье» в постсоветский период становится понятием ругательным, типа «смотри, какие нищеброды, купить готовое не могут». Отношение к handmade начинает реабилитироваться только в наши годы», — пишет петербурженка.

Бюст, выполненный из эбенового дерева. Ручная работа, привезен из Камеруна

Бюст, выполненный из эбенового дерева. Ручная работа, привезен из Камеруна

В 1970-1978-х годах выезд из СССР не представлялся возможным без одобрения партии или КГБ. Советскому человеку, мечтающему увидеть мир, требовалось пройти череду выездных комиссий, получить необходимые характеристики и дождаться оформления заграничного паспорта. С началом 1990-х годов поездки за границу становятся доступнее. Так, по данным справочника «Народное хозяйство СССР», в 1990 году с целью туризма, работы или по личным причинам (например, по гостевому приглашению от друзей) из страны выехало порядка 9 миллионов 86 тысяч человек. 

В коллекции Дианы Борисовой можно найти некоторые документальные свидетельства этого периода — в том числе разрешение на ввоз попугая из Африки и справка об отпуске в связи с травмой, полученной в Камеруне. «Были уже и люди, которые пригоняли себе из Германии первую машину в 1991 еще при Союзе, таможня на границе не была самой дружелюбной. В конце 1980-х западные авто не разрешалось привозить, только «Лады», но примерно с 1989-го уже можно было все. И даже попугая из Африки», — рассказывает петербурженка.

Справа монеты до 1991 года, слева — 1991-1993-х годов

Справа монеты до 1991 года, слева — 1991-1993-х годов

Кассета SKC LX 90

Кассета SKC LX 90

На двух витринах в квартире Борисовой выставлены монеты и банкноты — свидетели «стабильности и нестабильности». В январе 1991 года президент СССР Михаил Горбачев подписал указ об изъятии из обращения и обмена бумажные банкнот образца 1961 года номиналом 50 и 100 рублей — и в стране вновь были выпущены банкноты в 200, 500 и 1000 рублей, не существовавшие с 1920-х годов. 

Еще один символ «перестройки» в России, который хранится в экспозиции квартиры — компакт-кассета, до начала 2000-х являющаяся одним из самых распространенных носителей информации. В рамке на стене представлена модель второй половин 1980-х годов SKC LX 90 в непрозрачном корпусе.

Бычок. Автор Борис Воробьев, ЛФЗ, 1959 год

Бычок. Автор Борис Воробьев, ЛФЗ, 1959 год

Бегемот. Автор Борис Воробьев, ЛФЗ, 1949 год

Бегемот. Автор Борис Воробьев, ЛФЗ, 1949 год

Олень, начало 1980-х

Олень, начало 1980-х

Медвежонок, 1997 год

Медвежонок, 1997 год

Бурундучок. Автор Виктор Жбанов, 1964 год

Бурундучок. Автор Виктор Жбанов, 1964 год

Отдельное место в коллекции Борисовой отведено фарфоровым зверушкам ЛФЗ. Миниатюрные бегемот и бычок авторства Бориса Воробьева выполнены в 1949-1959-х годах — сейчас подобные скульптурные миниатюры оцениваются в 1200-2500 рублей. И более «молодых» олень начала 1980-х, обезьяна 1991-го и медвежонок 1997 года выпуска — от 500 до 1000 рублей. Три бурундучка (совершенно милых!) авторства Виктора Жбанова выполнены в 1964 году — их можно найти на рынке по цене в 750 рублей за трио. 

Подписчики автора блога интересуются в Instagram, сколько коллекция миниатюрных зверей обойдется оптом с пересылкой за рубеж. Борисова корректно отвечает: «Данная страница не является онлайн магазином, искренне прошу прощения, если ввела в заблуждение ценами. Цены я указываю для будущих поколений, чтобы они знали хотя бы так, что выносить на свалку не стоит». 

Летом 2020 или 2021 года Диана Борисова хочет открыть в квартире Музей быта, а до этого момента планирует сдавать комнаты туристам, которые смогут провести ночь в обстановке трех исторических периодов Петрограда, Ленинграда и Санкт-Петербурга. «При помощи музея я хочу рассказать историю о том, как жили обычные люди в три совершенно разных периода нашей страны. Не князья, не знаменитости, не политики. Это ведь тоже любопытно и стоит того, чтобы помнить. И если вдруг получится хотя бы чуть-чуть научить людей понимать историческую и материальную ценность вещей, полюбить через них свою историю — будет чудо», — приводит The Village ее слова.

Подготовлено по материалам @lifemuseum_spb.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: