Редким этим летом погожим днем мы с командой взяли курс в сторону Царского Села, где уже много лет живет со своей семьей — женой Анжеликой, дочерьми Ксенией и Софьей, сыном Даниилом и внучкой Дивной музыкант Вячеслав Бутусов. Загородная жизнь определяет сознание: помимо альбомов для группы «Ю-Питер» Слава написал здесь три книги. По мотивам последней — «Архия» — он к своему 55-летнему юбилею в октябре готовит премьеру концерта-спектакля «Пробужденная радость» в Академической капелле. Название взято у новеллы, состоящей из притч, а отобранные композиции на тему пробуждения высокого чувства любви исполнит сам автор в сопровождении фортепиано и хора капеллы. Еще один юбилей — двадцать пять лет совместной жизни — интересует нас ничуть не меньше, ведь четверть века в рок-н-ролльной среде равно вечность. На ум приходят заграничные пары-неразлучники из шоу-бизнеса: Стинг и Труди Стайлер, Боно и Элисон Хьюсон, даже Осборны. А из русских, кроме Бутусовых, никого и не вспомнить. Они ведут образ жизни, приличествующий воцерковленной семье: прихожане Знаменской церкви даже детей обучали в православной общеобразовательной школе своих соседей Шостаковичей.
Для съемки мы осадили павловскую крепость «БИП», ныне камерный отель, где в номерах стоят кушетки из карельской березы XVIII века, а в ресторане суп из чечевицы с олениной подают в антикварной тарелке. В замке, за неимением своей дачи, семья часто и с удовольствием собирает в гостиной друзей и соседей «имен не громких, но людей замечательных» на долгие чаепития и разговоры. У нас все готово, и мы ждем героев. Облазив с фотографом Валентином Блохом все окрестные лопухи в поисках идеальной локации, мы меланхолично потираем покусанные неведомыми насекомыми ноги, стилист Юля Журавлева развешивает кутюрные наряды по всему номеру так, что официант, вплывающий с десятой чашкой кофе, чуть не роняет серебряный поднос: количество вещей тянет на уверенный универмаг. Ровно за неделю до этого в Тронном зале Екатерининского дворца в рамках проекта «Ассоциации» модельер Леонид Алексеев показал долгожданную коллекцию «Царские дочки» с использованием традиционных техник вологодского, вятского и елецкого кружева, бисерного шитья и ростовской финифти, посвященную семье последнего императора. «Все сошлось!» — подумали мы, рассматривая мудборд истории — фотографии последних Романовых, — и вынесли из студии модельера даже соломенные канотье.
Надо признаться, мы немного волнуемся: я обычно близка к обмороку, когда вижу красивых архитекторов, а Журавлева — рок-звезд. Сейчас нас ожидает полный комплект: рок-звезда, по образованию градостроитель и, что уж тут скрывать, кумир нашей молодости. На площадку Слава приезжает в жемчужном костюме-тройке Brunello Cucinelli, а Анжелика — в бежевом комплекте этой же мануфактуры. Выглядят потрясающе — и очень, очень буржуазно. Надо сказать, что с модой на ты оказываются все члены семьи — так, четыре года назад Слава выводил Ксению (между прочим, в кутюре) на бал дебютанток в Москве. У Анжелики тихий голос, в нем нет металлических нот, но мы не успеваем моргнуть — и вся компания оказывается одета так, как задумала именно она, а многие наши предложения очень мягко, но отвергнуты: как слишком броские отметены драгоценные вышивки и яркие принты. Прошли ревизию благородный бежевый, белые кружева, жемчуг и винтажные броши Chanel. Сразу становится понятно, кто рулевой этого ковчега. Я понимаю, что это самый глупый вопрос на свете, но меня несет неведомая сила и я произношу: «А как же вы познакомились?» Анжелика смеется (и спасибо ей за это). «Эту историю я уже рассказываю как житейскую сказку — она невероятно длинная. Мне было лет семнадцать, когда я впервые на месяц поехала за границу, в Берлин, к своим друзьям-художникам — тогда в моей компании кого только не было: живописцы, йоги, музыканты. На выходные они уезжали навестить родителей, а я боялась оставаться одна в незнакомом доме и включала повсюду свет и музыку. Из коллекции пластинок я выбрала „Наутилус Помпилиус“ и Шаде. Каждый день я засыпала и просыпалась под Славин голос — и привыкла к нему как к родному. Когда вернулась в Петербург, то пошла работать на „Ленфильм“ помощником режиссера — и у входа немедленно столкнулась со Славой, который что-то обсуждал со своим директором. Все, что я тогда успела подумать: „Надо же! Материализовался!“»
Метафизика, как стало ясно, играла огромную роль в их отношениях. Оставшись без родителей в раннем детстве, Анжелика мечтала о крепкой и спокойной семье: «Я никогда не знала, что такое покой и беспечность. До сих пор продолжаю искать метафорических маму с папой и, встречая новых людей, подсознательно делю их на хороших и плохих родителей.
Я благодарю Бога за то, что не озлобилась, ведь многие дети в моем положении стали воспринимать мир как бесконечно недружелюбный, так и не избавившись от травмы. Я же абсолютно доверяла вселенной, верила, что хотя жизнь в момент и похожа на страшную сказку, я все равно встречу родственные души. Как претерпевший человек, я могу сразу понять, кто передо мной, такое автоматическое глубокое сканирование. Когда мы встретились, я увидела редчайшего аристократа духа: очень печального и одинокого. Мне сразу стало удивительно спокойно и радостно, такие отеческие и светлые флюиды от него исходили. Я могла говорить или молчать, не принимать никакие позы, все было предельно комфортно, а ведь мне было всего семнадцать лет. У меня возникло ощущение, что наши души притянулись и склеились, как в Писании: „И прилепится человек к жене своей; и будут одна плоть“. Так и мы за эти годы стали одним целым». На этом месте я опасливо интересуюсь, а не бывает ли скучно? Не надоедают ли порой такие «судьбы скрещенья»? И нет, не надоедают: «Человек, которого любишь всей душой, тебе интересен всегда. Иногда знакомые говорят, что им в жизни не хватает адреналина. Мне это совершенно не нужно, я предпочитаю ритуалы, ежедневно видеть любимых, читать вместе по вечерам».
В это время фотограф и стилист ловят по крепости остальных членов семьи, и наконец все собираются вместе. У нас перехватывает дух — так благородно смотрится семья на фоне расписанного пасторальными сценами камина. И сцена эта точь-в-точь совпадает с нашим царским мудбордом. Анжелика рассказывает, что она уже в который раз перечитывает письма — духовные наставления императрицы Александры Федоровны и ее сестры Елизаветы, которые оказались невероятно созвучными и современными образу ее жизни. За великих страстотерпцев семья молится в пушкинской Знаменской церкви, в которую Николай II собственноручно передал икону преподобного Серафима Саровского в серебряном окладе. Слава роняет: «Есть семьи, которые живут более правильным и полноценным укладом, чем мы, — и это меня очень радует. От них, пронесших и укрепивших отношения, исходит такая энергетика, которую каждый человек подсознательно ищет. Нужно найти для себя образец, потому что у любого пути должен быть вектор». И всей нашей группе кажется, что материализация этого образца происходит на наших глазах. Мы расспрашиваем, кто чем увлекается. У Ксении актерское образование, но все свое время она уделяет своему главному проекту — дочери Дивне. Софья поступает в Академию имени Штиглица, чтобы осваивать, как и мама в свое время, профессию искусствоведа. А еще она превосходно рисует. Десятилетний Даниил — фанат биологии — и помимо разведения многоножек-кивсяков он собирается путешествовать, изучать фауну и иметь собственную программу как британский телеведущий-натуралист Дэвид Аттенборо. Параллельно ему бы хотелось освоить орган, кунг-фу и разобраться со своими страхами — боязнью зеркал и грязи, в чем ему помогает ежедневная молитва. Похоже, будущее Бутусовых в надежных мужских руках.
Человеку творческому сложно воспитать даже себя: только начнешь, как муза прилетит, а если не прилетит, еще хуже. И часто детям в богемных семьях внимания достается немного, потому что инфантилизм взрослых требует его львиную долю. Перед нами же идеально воспитанные дети, образованные, артистичные — полная идиллия. «Творчество — мощнейшая энергия, — соглашается Анжелика — Такой глубокий и мистический человек, как мой муж, настолько правдолюбив и искренен, что можно обжечься об эту искру. Таким редким аристократам духа и нужна мощная духовная опора, иначе невозможно быть убедительным. Он волнуется не о житейском, а о том, чтобы понять смысл жизни и донести его до других, утешать и делать мир лучше. Борис Гребенщиков правильно сказал: они — чудотворцы. С воцерковлением его перестало разрывать на части, он смог себе все объяснить и обрел гармонию — всем от этого стало хорошо. Стереотип, что рокер и в пятьдесят должен скакать в старой косухе с банкой пива и сигаретой. Человек либо развивается, либо деградирует, других вариантов нет. Понятно, что многое им переосмыслено. В период катарсиса Слава даже менял тексты известных всем песен двадцатилетней давности. Ведь важно, какие мы в настоящий момент, а не то, какими мы были в прошлом». Слава вступает: «Самое ценное, что мне открылось, — ясность, простота и доступность законов жизни. Я продирался через буреломы, а нашел элементарные ответы. В нашем подсознании все они заложены, но проявить их — настоящая духовная работа. Без нее мы живем в суррогатном измененном состоянии: столько мусора в наших головах, что мы многое воспринимаем искаженно, через кривые зеркала. Я рассматриваю свой путь как самоотверженность, в том смысле, что я от многих вещей отказался. Сейчас кажется, что все далось легко, ничего страшного в этом не было. Но если думать об этом заранее, то дорога показалась бы мне невозможной. Меняться в течение нескольких лет представляется немыслимым. К сожалению, многие моменты быстро не выкорчевать — и масштаб вначале пугает. Миллион раз прочесть молитву, чтобы стяжать дух святой, — это же вечность. Я просто вверился в руки Господа. Я точно не сделаю лучше, чем задумал Господь. Неожиданно самые сложные ситуации, над которыми я бился полдня, неделю, год, разрешаются самым благоприятным образом и в одно мгновение. Это труд — все время находиться в определенном ровном состоянии. Для этого существуют простые практики — молитвенные. Что это дает? Мир становится объемным. Ты радуешься всему, больше видишь, больше замечаешь». Анжелика продолжает: «Слава очень мудрый человек. Вера помогла ему увидеть глубины, которые в нем и так были. Такой ключ открывает все правильные и нужные двери. Я крестилась в восемнадцать лет, а муж — в тридцать. Поразительно, что это был один и тот же священник. Было трудно — мы проходили все этапы, в том числе косые взгляды и умение от них абстрагироваться, решать другие задачи. Мы пережили тернистые десять лет, боролись с пороками. Ведь свобода — мистическое понятие, которое означает вовсе не разрешение делать что угодно, а свободу от греха, когда душе легко и радостно. Для нас это стержень, который помогает устоять и уцелеть в этом мире. Нам важно созерцать, видеть природу, видеть красоту: одним деревом можно любоваться часами, а изучить его — жизни не хватит».
Все это звучит словами из песни: «Никакого секрета здесь нет». Слава отмечает: «На Святом Афоне я выпытывал у монаха Максимуса, как же правильно воспитывать детей, найти баланс между строгостью и ласковостью. И он ответил, что не надо усложнять, и дал мне такой совет: воспитание — от слова „питать“, его основа — послушание. Что бы ты ни втолковывал своему ребенку, какие бы умные вещи ни вкладывал, если он в этот момент тебя не слышит, ничего в нем не произойдет. Родитель должен уметь находить самый подходящий момент, когда ребенок не находится в экзальтации любого рода. Чтобы он услышал что-то важное, надо его для начала привести в чувство». И супруга подхватывает: «Меня совершенно поразил труд уникального священника Антония Сурожского „Таинство любви и брака“, в частности слова о том, что сказать близкому человеку„я тебя люблю“ означает „ты будешь жить вечно“. Мы все делаем вместе. Творчество для нас и есть смысл жизни. Быть помощником, женой, мамой для меня великая радость. И мы с головой заняты подготовкой осенней премьеры: отобраны редкие композиции, которые соответствуют теме рождения радости. Три месяца пишутся партитуры для хора и фортепиано — аккомпанировать песням будет Екатерина Мечетина на рояле. Это невероятно кропотливая работа. Мы все еще собираем средства на постановку, потому что она должна быть очень качественной. Ведь ее основа — житейская сказка, которую мы написали вместе».
текст: Ксения Гощицкая
фото: Валентин Блох
продюсер: Ксения Гощицкая
ассистенты фотографа: Александр Огурцов, Анна Шкляева
Стиль: Юлия Журавлева
ассистенты стилиста: Олеся куприна, Адель Дуйсалиева
визаж: Ника Баева
прически: Ольга Васильева
Благодарим отель и ресторан «Замок „БИП“» и холдинг Gutsait Group за помощь в организации съемок
Магазины: Brunello Cucinelli: Brunello Cucinelli; Leonid Alexeev: Leonid Alexeev; Swarovski: Swarovski; ДЛТ: Armani Junior, Gianvito Rossi, Isabel Marant, Chloe, Burberry, Oscar de la Renta
Комментарии (1)