18+
  • Здоровье
  • Здоровье
Здоровье

Откуда берутся трудные дети и что с ними делать: отвечает психолог из Уфы

Часто родители не понимают, как реагировать на проявления эмоций ребенка: то ли бояться их, то ли не обращать на них внимание, то ли делать все, чтобы он перестал их испытывать. Что делать, если ребенок дерется, кусается и обзывается в детском саду? Медицинский психолог Елена Хрущева помогла нам прояснить ситуацию.

Photo by Yang Miao on Unsplash

Photo by Yang Miao on Unsplash

Кто такие трудные дети?

Трудными называют детей, поведение которых отклоняется от общепринятых правил и норм в процессе социализации. Обычно первые проблемы начинаются в возрасте от трех лет. Поведение трудных детей характеризуется неуправляемостью и вспышками агрессии по отношению к окружающим и самому себе (аутоагрессия). Из-за трудностей в первичной социализации и неумении справляться со своими чувствами у трудных детей чаще всего не бывает близких друзей и, как следствие, они становятся белыми воронами. Трудный ребенок – это ребенок, испытывающий дефицит любви и внимания от родителей. Оппозиция по отношению к окружающему миру становится для него способом заявить о себе.

Как понять, что у ребенка проблемы с социализацией?

Стоит обратить внимание на особенности в поведении ребенка, сигнализирующие о специфическом процессе его социализации. Что должно насторожить? Когда он кусается, дерется в детсаде, ломает игрушки, кидается камнями на детской площадке и обзывает детей. Когда закатывает в магазине бурную истерику в ответ на ваш отказ купить игрушку. Задумайтесь, если дошкольник не хочет делиться и угощать других, если вместо того чтобы попросить, просто отбирает понравившуюся вещь у ребят в детском саду или на детской площадке. В пять-шесть лет тревожный звоночек — отказ следовать установленным правилам игры и неадекватная реакция на проигрыш (кричит, швыряет предметы, заставляет детей играть с ним, пока он не выиграет). Также не нормальна ситуация, когда добиться послушания ребенка можно только путем подкрепления в виде сладостей. Самоповреждение – выдергивание волос, расковыривание ранок – также говорит о проблемах в социализации.

Во всем перечисленном речь, конечно, не о разовых ситуациях, которые могут быть реактивными, а о систематическом паттерне поведения. Когда подобным образом ребенок ведет себя в детском саду, и об этом вам говорят воспитатели, это дополнительный повод бить в набат. И если не помогают беседы с ребенком – кстати, начинать всегда надо именно с них – то пора обращаться за помощью к специалисту.

Photo by Katie Gerrard on Unsplash

Photo by Katie Gerrard on Unsplash

Почему дети становятся трудными?

Дети — это индикатор внутрисемейных отношений. Трудными они обычно становятся при совпадении двух факторов: возрастной кризис ребенка, накладывающийся на затянувшийся семейный кризис. Также причиной часто бывают непоследовательность в воспитании, двойные стандарты в наказании и поощрении детей, зависимость меры наказания от настроения родителя на данный период времени. Другая ошибка родителей – поощрение агрессивного поведения ребенка как проявления мужественности и смелости, формирование культа физической силы в семье. В воспитании необходима четкая прозрачная система. Маленькому человеку важно твердо знать, что такое хорошо и что такое плохо, на что он имеет права, а что под запретом.


Система поощрений и наказаний в семье должна быть предельно понятной для ребенка

Если нельзя, то почему, и что будет, если нарушишь запрет. Если в дошкольном возрасте упустить усвоение таких основ, как режим дня, правила поведения дома и в общественных местах, этикет, то это усложнит процесс вторичной социализации и самореализации личности на следующих этапах развития.

Не стало ли больше трудных детей в эпоху диджитал?

Их всегда было немало. Цифровая среда вокруг нас вносит свои коррективы.

Зачастую у самих родителей отсутствует культура обращения с гаджетами и проявляются признаки интернет-зависимости. Пагубный пример транслируют своим детям как норму. Если трудовая деятельность родителей связана с работой в интернете, то ребенку нужно доходчиво объяснить, что это работа, а не развлечение.

Интернет как отягощающий фактор формирования трудного ребенка имеет место быть, если происходит нерегламентированное, неконтролируемое потребление контента. Когда дошкольник безнадзорно сидит в интернете он, вероятно, может заимствовать деструктивные образцы поведения.

Чтобы нервная система формировалась гармонично, дошкольнику требуется много движения. Большую часть свободного времени он должен активно изучать мир вокруг. Многочасовое сидение за гаджетом в скованной позе с монотонным перебиранием кнопок влечет серьезные неврологические проблемы. Неминуемы нарушение сна, неусидчивость, раздражительность, повышенная утомляемость. Все перечисленное негативно отражается на учебе и взаимодействии с окружающими.

Впереди школа. Говорить ли об особенностях в поведении ребенка его будущим учителям?

Сейчас во многих школах перед поступлением детей собирают анкеты. Родителей просят описать личность ребенка, характер, привычки, особенности темперамента, поведения. Несомненно, стоит говорить правду, но в выражениях старайтесь быть корректными, не навешивайте на своего ребенка ярлыки. Помните: информация предоставляется не для того, чтобы переложить ответственность по воспитанию детей на учителей, а чтобы вместе вовремя отреагировать на сложные ситуации, которые будут возникать. В воспитании велика роль преемственности. Особенно это касается начальной школы.


Ребенку легче адаптироваться, если родители тесно сотрудничают с педагогами

Возможна ли профилактика «трудности» ребенка?

Да, это ответственное родительство. Мама и папа должны быть внимательны к нуждам своего ребенка не только в материальном аспекте, но и в плане эмоциональных потребностей, качественного времяпрепровождения вместе. Необходим порядок в распределении ролей в семье. Бабушка не должна исполнять роль мамы, папа должен быть именно папой, а не другом или приятелем. У каждого члена семьи должны быть свои обязательства по отношению к ребенку без перекладывания функций на другого. Важно, чтобы в семье царили взаимопонимание и доверие.

Photo by Vitolda Klein on Unplash

Photo by Vitolda Klein on Unplash

Как построить доверительные отношения с дошкольником?

1. Будьте честны с ребенком. Если обещали, выполняйте. Если возникает форс-мажор, объясните, почему горячо ожидаемое им событие придется отменить или перенести.

2. Дайте ребенку почувствовать, что он любим. Не пренебрегайте проявлением чувств, интересуйтесь внутренним миром ребенка, его настроением. Если он ведет себя нежелательным образом, говорите о своих чувствах по отношению к ситуации, а не по отношению к нему! Он должен знать, что вы любите его независимо от обстоятельств.

3. Помните, что вы авторитет для малыша, поэтому будьте для ребенка примером того, каким вы хотели бы видеть его в будущем.

4. Поощряйте дружеские отношения малыша со сверстниками и живое общение. Игры – это неотъемлемая часть развития гармоничной личности.

5. Доверяйте детям домашние хлопоты, обсуждайте с ними, чем они хотели бы заниматься: мыть посуду, пылесосить, выносить мусор, вытирать пыль. Определите и закрепите за ними определенную зону ответственности. Благодарите детей каждый раз за выполнение своих обязанностей и проявленную инициативу,

6. Обсуждайте прошедший день и предстоящие планы на выходные. В семьях, где находится время для обсуждения любых вопросов, нет места недопониманию и агрессии, а любые трудности преодолеваются гораздо легче. «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» (Оскар Уайльд).

Если вам нужна помощь:

Республиканский единый телефон доверия по оказанию психологической помощи:
8 (800) 700 01 83,

Республиканский ресурсный центр «Семья»:
8 (347) 226-02-32,

Телефон психологической поддержки родителей по Республике Башкортостан:
8( 800) 347 50 00 (в будние дни с 11.00 до 20.00),

Детский телефон доверия в республике Башкортостан:
8 (347) 246-12-12, 8 (347) 273-273-09-00

Текст: Оксана Ватаг

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: