• Экология
  • Экология
Экология

Уже не фантастика

Вы знали, что электромобиль появился раньше, чем двигатель внутреннего сгорания? Случилось это еще в 1828 году, когда венгерский изобретатель Аньос Джедлик смастерил передвигающуюся на электрической энергии тележку. Именно этот «автомобиль» дал мощный толчок развитию данного направления инженерии. Опытные и серийные образцы электрокаров создаются и в нашем регионе.

Электромобиль с пулевидным кузовом La Jamais Contente в 1899 году первым преодолел 100-километровый барьер скорости. Его официальный рекорд - 105, 882

Электромобиль с пулевидным кузовом La Jamais Contente в 1899 году первым преодолел 100-километровый барьер скорости. Его официальный рекорд - 105, 882 км ч

С тех пор созданием электрокаров начали заниматься во всех развитых странах, в том числе и в России. Так, дворянин и инженер-изобретатель Ипполит Романов в 1899 году создал первый русский электрический омнибус на 17 пассажиров. (Правда, позаимствовав раз- работку экипажа у моделей американцев.) Но широкого применения его детище не получило.

Интерес к электромобилям возродился в 60-е годы XX века из-за экологических проблем, а в 1970-е – из-за резкого роста стоимости топлива в результате энергетических кризисов. Но после 1982 года интерес этот снова спал. Это объяснялось резким изменением экономической ситуации на нефтяном рынке и слабыми эксплуатационными показателями опытных партий машин.

В последние годы из-за непрерывного роста цен на нефть электромобили вновь стали набирать популярность. В том числе и в России. Уже в 2007 году в Москве началась опытная эксплуатация электромобилей, начали по- являться и первые Кулибины, кто смогли пере- оборудовать обычные авто в электрокары.

 

Разработка компоновки модульных решений электромобиля Zetta

Разработка компоновки модульных решений электромобиля Zetta

В 2009 году в Петербурге был сконструирован первый в России солнечный электромобиль: за ночь его можно зарядить от обычной розетки, а днем он подпитывается от солнечных батарей на капоте. В 2011 году публике был впервые показан первый серийный российский электромобиль производства «АвтоВАЗа» - LADA Ellada.

Но время не стоит на месте, и вот в Тольятти инжиниринговая компания ZETTA, специализирующаяся на разработке и внедрении на российском и международном рынке нестандартных технических решений и передовых технологий в области электромеханики и силовых агрегатов, представляет новейший отечественный проект «Транспортный актив с нулевым выбросом».

Капсульное соединение кабины и ходовой части в этом электрокаре позволяет создавать на единой основе транспортные средства различного назначения: от спортивно-развлекательных до утилитарно-грузовых (городской электромобиль, социальная и коммунальная техника, коммерческий грузовой транспорт). Комбинированная тормозная система с раздельными электрическим и гидравлическим контурами эффективно решает вопросы безопасности, надежности и максимальной рекуперации энергии. Также разработчики обещают, что их асинхронные мотор-колеса собственного производства обеспечат самый высокий удельный крутящий момент при энергопотреблении на 100 км пробега на 30-55% ниже, чем у мировых аналогов.

Что из этого получится, узнаем уже совсем скоро.


0,7% от общего количества автомобилей в мире в 2020 году составляла доля автомобилей с электрическим двигателем.

А что с зарядкой в Самаре?

Зеленый пакт, принятый в Европе, поставил одной из своих целей создать к 2025 году порядка миллиона точек заправки для электротранспорта, а полностью перевести автопарк Евросоюза на электрическую тягу к 2035 году.

О таких глобальных целях в России пока речи не идет, в том числе из-за климатических условий. Однако желающие пересесть на электрокары есть (и спрос этот растет, причем не только в Москве и Питере, но и в регионах), а потому ПАО «Россети» занялось развитием соответствующей зарядной инфраструктуры по всей стране.

На данный момент в нашем регионе работает девять зарядных станций для электромобилей типа Mode 3 (зарядка переменным током повышенной мощности).

В текущем году у нас появятся новые зарядные станции типа Mode 4: в этом случае зарядка идет с помощью постоянного тока и занимает всего полчаса вместо 4-6 часов, как это происходит сейчас.

Выбор сделан

Леонид В., владелец электрокара Audi

Примета сегодняшнего дня – двойственное отношение к эко- логичному лайфстайлу: с одной стороны, беречь природу – правильно и полезно, с другой, «эко-френдли» кажется синонимом аскезы и отказа от комфорта. Рвем шаблоны с нашим героем, который в 2020-м отказался от Mercedes в пользу электрокара Audi и не жалеет об этом.

Я ездил на разных машинах, последние 15 лет выбираю Mercedes S-класса и GLS, у меня были модели Mercedes w221 и w222. Но я люблю пробовать новое, и новые технологичные авто в том числе: когда в 2005-м в свет выпустили Lexus RX400h – гибрид, совмещающий в себе двигатель внутреннего сгорания и бата- рею, которая заряжалась от торможения, - купил его в первую очередь из интереса.

В прошлом году, гуляя по Москве, я зашел в автосалон, увидел Audi Е-tron и просто влюбился, сразу захотел его себе. Взяв машину на тест-драйв, оценил, что отсутствует шум работы двигателя, а благодаря линейному ускорению у авто плавный ход, при котором не ощущаешь переключения скоростей, даже по сравнению с самыми комфортными бензиновыми автомобилями разница чувствуется.

Я был готовым клиентом, менеджерам салона даже не пришлось уговаривать. Моя Audi – это первая электрическая SUV-машина в России (Sport Utility Vehiclе — «спортивно-утилитарный автомобиль» - прим.ред.), сейчас подобные модели появились уже и в линейках Mercedes, Porsche и Jaguar. Был вариант взять машину Tesla, но у той в России нет ни сервиса, ни гарантии, да и салон из кожзама проигрывал отделке из натуральной кожи Audi, а для меня эстетика и комфорт пребывания внутри играют важную роль.


Не зная, что это электрокар, можно этого и не понять: визуально модель незначительно отличается от Q8.

Если ехать в Audi пассажиром, то есть минусы: сиденья не регулируются, нет массажа. Но вести ее одно удовольствие – отлично отрабатывает ямы и кочки, нет нареканий ни к проходимости, ни к пробуксовочным системам. Я пред- полагаю, что подвеска у нее ничем не отличается от бензиновых машин, это стандартный полноприводный автомобиль с регулируемым клиренсом. Не зная, что это электрокар, человек может этого и не понять: визуально модель не- значительно отличается от Q8 (модель Audi на бензиновом двигателе 2020-го года выпуска - прим.ред.)

У этой машины вижу только один минус – запаса хода хватает на 380-400 км, а зимой при морозах в 20-25 градусов число сокращается до 200-250 км. В комплекте с автомобилем шла зарядка на 11 кило- ватт, при напряжении в 380 вольт аккумулятор полностью заряжается за 8,5 часов. Заряжать от розетки в 220 вольт бессмысленно – это займет около двух суток. Я включаю машину в розетку в га- раже на ночь, и к утру она уже заряжена, причем это не нужно делать ежедневно: обычно я проезжаю от 30 до 80 км в день, так что летом мне хватает одного заряда на пять дней, зимой – на три.

Если говорить о городских станциях зарядки, то их совсем немного, они есть, например, в гостинице «Ренессанс», тор- говых центрах «Космопорт» и «Гудок», их плюс в том, что они бесплатные. Но они недостаточно мощные: чтобы за- рядиться полностью, нужны те же 8,5 часов, и мне проще доехать домой. За границей такой проблемы нет: в Европе огромная сеть зарядок на 50 и 150 кило- ватт. Ты приехал на станцию, сел выпить кофе в кафе неподалеку, и за 40 минут машина заряжена полностью.

В наших же реалиях электрокар – это машина для города, самое большее – можно доехать до Тольятти и обратно. Для поездок на дальние расстояния E-tron не подходит.

Экологичность электрокара не была для меня ведущим аргументом при выборе, а вот мои дети очень благо- склонно отнеслись к ней как раз по- тому, что она не загрязняет атмосферу. Приятным бонусом стало и то, что со- держание этой машины обходится мне дешевле бензиновой в пять-семь раз. Я всерьез считаю, что за этими автомобилями будущее.

Текст: Александра Черных, Катерина Мокшанкина.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: