• Город
  • Город
Город

Серпом и молотом: Михаил Савченко о подготовке филиала Третьяковской галереи в Самаре

Фото: Мария Головатенко.

Фото: Мария Головатенко.

Текст: Мария Берсудская.

Михаил Савченко – яркая фигура на культурном поле Самары. В его послужном списке галерея «Арт-пропаганда», организация «ВолгаФеста», работа в музее Модерна. Ему же поручили руководство филиалом Третьяковской галереи – единственным, между прочим, за пределами Москвы! Чем живет музей до официального открытия, почему в качестве площадки выбрали Фабрику-кухню и зачем создавать вокруг музея целую инфраструктуру, узнали из первых рук.

Сколько людей работает над такой серьезной институцией?

Сейчас нас всего восемь человек, каждый из которых выполняет сразу несколько функций. Например, один сотрудник может и взаимодействовать с партнерами, и организовывать пресс-туры, и прорабатывать сценарии открытия выставок. К моменту открытия в 2022-м году мы планируем расширить штат до 150 человек. Уверен, тот опыт, который получаем сейчас, поможет нам в дальнейшем быть готовыми к любым сложностям. Для меня важно, что мы и во время реконструкции Фабрики-кухни не сидим, сложа руки. Арендовав прекрасное здание в центре города (ул. Фрунзе, 102б), уже запустили образовательные проекты и занятия для детей, продаем абонементы. А в скором времени на первом этаже откроются сувенирный магазин и кофейня, где можно будет проводить арт-завтраки.

Современный музей – какой он?

Понимание миссии музея меняется, теперь он не может быть закрытым институтом. Сейчас – это не только сохранение, изучение и презентация, но и образование, общение с локальными сообществами, место для реализации художников и просто очередной повод увидеться с друзьями. Филиал Третьяковской галереи в Самаре будет отвечать всем требованиям современности. Помимо просторных, светлых выставочных залов, у нас будет кино- и лекционный залы, резиденция для приезжих художников и мастерские. А еще магазины, кафе и три точки общепита. Организация такого большого полноценного пространства соберет в себе единомышленни-ов по всей области.

 

До 2022 года вы временно размещаетесь на дружественных площадках. Не стесняет ли это экспозиции?

Мы стараемся найти пользу для самих музеев. Например, в Музее Модерна по-новому организовали пространство для выставки скульптур Анны Голубкиной, потому что там нам требовалась специальная подготовка: крепежи для скульптур, подиумы, ниши. Следующая выставка откроется в Художественном музее. И для нее мы также создаем специальную застройку в Мраморном зале. Это будет большая очень интересная работа.

Чем самарская Третьяковка будет отличаться от московской?

Само здание Фабрики-кухни задает нам тематическую рамку: искусство XX-XXI века, в широком его понимании. Конструктивистская архитектура, модерн, авангард, соцреализм и более позднее искусство (90-х и двухтысячных). Думаю, Третьяковка в Самаре будет больше похожа на Новую Третьяковку в парке «Музеон».

Теперь музей больше, чем просто здание с экспозициями. Как свернуть гору под названием «искусство»?

В любом музейном проекте требуется много разных компетенций, потому что это большая работа. Необходим куратор, который придумывает тему и ведет выставку, научный консультант, разбирающийся в конкретном художнике или периоде, архитектор, создающий выставочное пространство (логично выставляет экспозиции по ходу посетителя), дизайнер, все оформляющий. Людей и их знаний и умений понадобится масса. Важны образование и опыт у всех перечисленных специалистов. Например, далеко не каждый архитектор сможет создать правильное пространство. Я делаю акцент на архитектуру потому что она должна помогать воспринимать искусство, а не быть самоцелью. Если зритель, придя с выставки, запомнил только яркий цвет стен, значит, работа провалилась. Проведите ассоциацию с хорошим дизайном: мы не замечаем его, но при этом все органично смотрится. Именно на такой результат мы и равняемся.

 

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: