18+
  • Светская хроника
  • Герои
Герои

Олег Калич

Александр Саенко
Александр Саенко
Александр Саенко
Олег Калич, он же известен как Tomtree и мега-популярный граффити-художник Ростова, рассказал нам о значимости уличного искусства для городов, о функции арта в интерьере, а также поделился историей о своем самом экстремальном в жизни заказе.
  • Граффити – это…

— … быстро, масштабно, динамично. Это всегда ярче, пестрее, сочнее, скандальнее.
Граффити – это не стиль рисования, а технология. Здесь важно не то, что ты рисуешь, а то, чем: кистью, шпателем, валиком, карандашом или баллончиком.

  • Граффити прошел путь от вандализма к искусству и прочно вплелся в мировую уличную культуру. Как это работает и как отражается на жизни городов?

— Есть такая классная штука, распространенная по всему миру, как Hall of fame – «Стена славы». Это абсолютно легальная галерея уличного искусства, где постоянно меняется экспозиция. Здесь рука об руку могут рисовать и обычные ребята, и знаменитые художники. Естественно, она привлекает туристов – люди приезжают просто посмотреть, сфотографироваться или оставить свой след. Со временем такие места становятся культовыми и вокруг них разворачивается целая индустрия – от малого бизнеса с торговцами хот-догами до популярных жилых районов, как в Лондоне.
Кстати, в Англии у меня была забавная история с Hall of fame. В течение всего времени, что я рисовал граффити, позади стояли парни и выжидающе наблюдали. Как только закончил, они подошли с вопросом: «Ну что, ты все? Тогда давай фоткайся, теперь наша очередь». И тут же мой рисунок был закрашен новым.
В России «Стена славы» еще не имеет такого масштаба и тем круче, что именно Ростов станет в числе первых городов, где она появится. Этой осенью мы с командой открываем Hall of fame в Центре в одном из заброшенных зданий, где в ближайшем будущем планируется развитие креативного кластера. Там для нас создали все возможности: есть лестница, свет, санузел и тепловая пушка. Так что музею уличного искусства в Ростове – быть!

В этом году я планирую начать обучение детей граффити. В моей школе будет всего 10-12 уроков. Считаю, этого достаточно, чтобы погрузить учеников в культуру, дать им базу, помочь смотреть на мир шире, эластичнее. Хорошо, когда человек занимается творчеством с ранних лет. Ведь оно нужно всем, как спорт, как самовыражение, как ошибаться в жизни.

  • Как складывался твой путь в граффити от первых шагов до профессии?

— У меня, как и у всех, путь в граффити начинался со стен нашего дома. Если помнишь, был такой журнал «Птюч». На нем мы тогда и учились. Ждали каждого номера с большим нетерпением. Хотя хип-хоп культуре там посвящалась всего одна страничка, а фото с рисунками печатались настолько маленькими, что невозможно было разглядеть никаких деталей. И все таки, мы очень старались изобразить нечто подобное.
Забавно, но факт – именно благодаря тому, что русским ребятам не хватало информации, не было хороших изображений с примерами, не у кого было перенять опыт, а только и приходилось, что вглядываться вот в эти крошечные картинки, мы стали лучшими в мире. Да-да! Когда появилась возможность ездить на соревнования, выяснилось, что никто не делает таких идеальных линий, как русские.
Профессией граффити для меня стало совершенно случайно. В 2008 году я выиграл в одном из творческих конкурсов обучение заграницей. Тогда и не понимал, насколько это крутая возможность, даже ехать не очень-то хотел. А в итоге оказался на воркшопах в легендарном Центре Жоржа Помпиду – музее современного искусства в Париже – в месте, куда стремятся попасть люди, на которых я сегодня равняюсь. И вот там взяли, открыли мне череп и рассказали, как все устроено в этом мире. Оказывается, на граффити можно не просто зарабатывать, им можно жить. Для меня это был не инсайд, это был шок. Домой я вернулся с пониманием, как можно монетизировать свое хобби, а уже буквально через два дня появился первый клиент. С того момента и до сих пор у меня нет ни одного дня, чтобы бы я не работал.

  • Твое самое экстремальное граффити было…

— …как ни странно абсолютно законным. Это был заказ к Олимпиаде 2014 года. Перед нами с ребятами стояла задача за две недели до начала Игр оформить в аэропорту Сочи терминал D, построенный специально для спортсменов. Он представлял собой огромную палатку, примерно на 1800 кв. м, которую мы разукрашивали вчетвером, да еще и изобретали на ходу всевозможные способы как из других городов доставить огромные запасы краски. Это вам не 2022 год с его логистическими возможностями. Но самое экстремальное случилось под конец, когда нам оставалось процентов 20 от всей работы, на Сочи обрушился дикий ливень. Это было ужасно! Чтобы хоть как-то защитить полотно, мы придумали делать навесы из вещей – одной рукой держали какую-нибудь кофту, а второй быстро красили, пока вода не просочилась, и краска не потекла. Тогда нам свозили вещи со всех секондхендов. Я навсегда это запомню – мокрые люди стоят, красят. В тот момент уже включился характер и сдаться вариантов не было. Это была прям наша личная Олимпиада.

  • Сегодня граффити успешно встраивается не только в облик городов и дизайн модных заведений, но и в частные интерьеры. Какие задачи он в них решает?

— Дизайн – это не то, как что-то выглядит, а то, как оно работает. Внешний вид – еще не все. Я пришел к пониманию, что перед артом можно ставить более глубокие задачи в интерьере. У него есть функции: вытягивать цвет обоев, дополнять тумбу, служить акцентом или даже продавать, самовыражать, заряжать, а порой и работать как портал, перенося хозяина дома в старое время, в памятные моменты. Когда я рисую абстрактные пейзажи, то обязательно прорабатываю их с заказчиком, прошу дать фото с его местом силы, например. И в результате картина, которую создаю, размазывая краску шпателем, мало напоминает оригинал, но клиент в нее проваливается.
Именно поэтому я стараюсь не участвовать в проектах, где просят просто перерисовать картинку из Интернета. Противно. Рисовать могут все. Я же всегда ставлю задачу себе и своей работе.

  • Что самое главное в выборе граффити для своего интерьера?

— Самое главное – найти своего художника. Если я кого-то вдохновляю и меня просят: «Чувак, выбери время, нарисуй для меня», то я, образно говоря, убираю ноль от гонорара, потому что понимаю – человеку нужна не просто картина, ему нужна моя картина.


Текст: Алиса Исияма

Фото: Александр Саенко


Реклама

Калиниченко Олег Витальевич

ИНН 616511220480

12+

Материал из номера:
Сентябрь

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: