• Развлечения
  • Балет

Ольга Гришенкова: «Опыт, который артист получил в жизни, ему всегда помогает на сцене»

Ведущая солистка балетной труппы НОВАТа, в творческом резюме которой — главные партии в спектаклях «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка», работы на сцене Михайловского театра в статусе приглашенной балерины и гастроли в Большом, получила звание заслуженной артистки РФ.

Наверное, каждая балерина мечтает о ведущей партии в «Лебедином озере»?

Интересно, но я никогда не представляла себя в роли Одетты-Одиллии, и до сих пор не могу определиться, как отношусь к этому спектаклю, так как одновременно люблю его и ненавижу. Несмотря на то, что достаточно часто танцую этот балет, он по-прежнему остается для меня самым сложными физически и эмоционально. В нем отчетливо видны все недостатки: я не обладаю шикарными природными данными, поэтому каждый раз, выходя на сцену в роли Одетты или Одиллии, мне приходится преодолевать физические ограничения, страхи, искать более выигрышные ракурсы. На мой взгляд, над «Лебединым озером» можно работать всю жизнь. Я — человек очень самокритичный и требовательный к себе: чем старше становлюсь, тем отчетливее осознаю, что всегда есть что-то, что можно улучшить.

Это, скорее, перфекционизм.

На мой взгляд, все артисты балета — перфекционисты и пожизненные ученики, нам всегда есть чему учиться. Недовольство собой, постоянное самосовершенствование и стремление к лучшему результату — вечный двигатель в нашей профессии. Одним талантом многого не добьешься: надо дотягивать себя до нужного уровня, ежедневно трудиться. Это я поняла еще в детстве.

По вашим словам, в балетную школу в Якутии вас взяли исключительно из-за внешности.

И это действительно так: в училище был недобор, а у меня не было данных. До сих пор загадка, почему выбрали именно меня.

Балетная школа — серьезная школа жизни: про жесткие методы растяжки и строгую дисциплину ходят легенды. Вы считаете такой подход оправданным?

В нашей профессии важно выработать характер, выносливость, стойкость, поэтому, на мой взгляд, в этом есть свои плюсы, ведь чтобы чего-то добиться, дисциплина должна быть железная. Знаю, что есть противники этой методики, и многие родители именно по этой причине не хотят отдавать детей в балет, однако мы с мужем были бы рады, если бы дочь пошла по нашим стопам. Возможно, жестоко прозвучит, но мы прошли по этому пути. К тому же, когда ты начинаешь служить в театре, этот опыт тебе только помогает.

На ваш взгляд, в чем сильные стороны НОВАТа с точки зрения балета?

В театре сильная балетная труппа и невероятно выносливый кордебалет, где серьезное внимание уделяется отработке синхронности, точности, музыкальности. Иногда артистам приходится танцевать по семь спектаклей в неделю, в то время как состав солистов меняется. Также у НОВАТа насыщенный репертуар: у нас ставится много премьер, а некоторые спектакли, такие как, например, «Щелкунчик» и «Спартак», были представлены в двух версиях.

Вы танцевали Фригию и у Григоровича, и у Ковтуна. В чем для вас заключались отличия в работе?

Версию Юрия Григоровича я исполняла всего два-три раза, и мне она ближе, так как это классика, шедевр. С другой стороны в «Спартаке» у Георгия Ковтуна моя Фригия получилась более эмоциональной, осознанной, я в нее вкладывала больше драматизма, возможно, из-за того, что на тот момент стала старше и опытнее.

То есть это диктовала не музыка и не хореография, а ваш личностный бэкграунд?

Думаю, да. Опыт, который артист получил в жизни, ему всегда помогает на сцене. Может быть, поэтому мне и нравятся сюжетные драматические спектакли: люблю Жизель, Джульетту, Никию в «Баядерке», — эти партии не такие сложные технически, но их можно прострадать, прочувствовать каждый жест, каждый взгляд.


Артисты балета — перфекционисты и вечные ученики

Вам какие балеты больше импонируют — современные или классические?

Конечно, классические, несмотря на то что их танцевать сложнее. Хотя и у современной хореографии, безусловно, есть свои преимущества: твое тело по-другому работает, ты открываешь для себя другие горизонты. К тому же сейчас появляются новые хореографы, которые пытаются найти что-то новое, удивить зрителя. Однако, на мой взгляд, очень важно сохранить наследие русского балета.

С мужем вы работаете в одном театре, но вместе танцевать вам довелось только в «Корсаре».

Да, мы не подходим по росту. Конечно, мне бы хотелось, чтобы мы были парой не только в жизни, ведь когда ты настолько чувствуешь и знаешь партнера, то и до зрителя можешь донести эту особую искренность и испытать невероятные эмоции на сцене. Но не судьба.

Несколько лет назад вы с будущим супругом уезжали работать в Екатеринбургский театр оперы и балета. Что вам дал этот опыт?

На мой взгляд, именно там я выросла профессионально: мне так хотелось зарекомендовать себя в новом коллективе и соответствовать Максиму, что я стала больше работать, а он мне помогал, поддерживал, наставлял, и именно в Екатеринбурге у меня произошел серьезный скачок в развитии. Хотя, конечно, в нашей профессии мало таланта и работоспособности: нужно чтобы тебя заметили и предоставили шанс проявить себя. Поэтому я очень благодарна, что мне такая возможность выпала, и я ею воспользовалась.


Ольга Гришенкова окончила Новосибирское хореографическое училище. В труппе Новосибирского театра оперы и балета служит с 2007 года. Ольга — лауреат Международной премии СНГ «Содружество дебютов — 2019». В составе балетной труппы НОВАТа ездила на гастроли в Китай, Южную Корею, Таиланд, Венгрию. В 2012 году сыграла балерину в документальном фильме «Звездная пыль» кинорежиссера Анатолия Балуева.

Текст: Татьяна Евстигнеева Фото: Юлия Михеева

Образ: Евгения Сомова

Комментарии

Наши проекты