18+
  • Город
  • Город
Город

Технологический процесс: Закрытие петергофских фонтанов

Праздник закрытия петергофских фонтанов в этом году прогремел на весь Петербург. Три дня организаторы показывали 45-минутное световое шоу, и каждое представление собирало сотни зрителей. Главным эффектом был выбран видео-мэппинг — 3D проекция на здание с учётом его геометрии и местоположения в пространстве. Мы поговорили с Юрием Пелиным и Евгенией Годуновой, владельцами компании Illuminarium3000, о том, как создавалось представление.

Юрий и Евгения, режиссер и архитектор, легко отгадали смысл видео-мэппинга — взаимодействие сценарных ходов с архитектурой и пластикой фасада. На создание одного проекта отводится около трех недель, но шоу для закрытия фонтанов пришлось делать в крайне сжатые сроки — буквально за 2 недели. Тем не менее, в шестиминутный ролик о дохристианской культуре удалось включить самые инновационные приемы. 

Сначала мэпперы создают 3D модель в специальных программах. Здание снимается на фотокамеру с разных точек, обрабатывается, а затем команда анализирует детали фасада, чтобы вычислить доминирующие части. «Основные трансформации происходят именно с доминантами: окнами, колоннадами, мы смотрим, с чем можно поиграть. То есть, если нам необходимо показать текущую воду, мы не будем просто показывать воду: она будет заливаться в окна, обтекать фасад и течь так, будто здание на самом деле заливает».

Согласно концепции, команде нужно было рассказать о богах, которым поклонялись славяне. «На моменте составления сценария для меня, как для режиссёра, невероятно важно объяснение и логика шоу. Когда я пишу сценарий мэппинга, для меня на первом месте стоит история, рассказ, его кульминация, развитие и развязка, — говорит Юрий Пелин. — Если эффекты появляются просто ради того, чтобы позабавить зрителя, это ерунда, я не согласен так работать»

Изначально мэпперы взяли за основу символы различных языческих богов, но оказалось, что это — свастические символы, изображение которых официально запрещено в России. Организаторы настояли на нейтральном варианте, славянских буквах, которые означают молнию, ветер, Мать Сыру Землю и солнце. «Мы показываем всех богов по степени нарастания их силы, а потом проводим связь с миром людей: люди на Руси, чтобы приобщить себя к божественному миру, придумали обереги. Поэтому после представления богов мы переворачиваем картинку, крутим фасады, показываем цвета, а потом из них складывается какой-нибудь оберег».

 

Евгения Годунова и Юрий Пелин

Евгения Годунова и Юрий Пелин

 

Сценарий ролика специалисты составляют совместными усилиями, выбирают стилистику и смотрят на архитектуру здания. Затем скетчист прорисовывает всех героев, и каждому художнику раздаются отдельные сцены. Так, все сотрудники берут на себя по небольшому фрагменту и создают анимацию. «Через нашу команду прошло много: большинство не выдерживали темп и требования. Я, как режиссёр, могу заставить человека неделю переделывать пять секунд эффекта. Все проекты мы делаем под ключ: сами пишем сценарий, сами всё иллюстрируем и разрабатываем 3D модель».

Главный акцент видео делается на различных физических симуляциях: воды, огня, дыма. Все эффекты строятся по законам физики и выглядят крайне реалистично. «Один из языческих богов покровительствовал и воде, и огню. Мы это обыграли как борьбу двух стихий. На части центрального дворца в окнах сначала загорался огонь, а затем туда заливалась вода. Когда мы запускали на репетициях видео, где здание горело, наш маленький сын кричал: «Зовите пожарных!». Обычно такие эффекты покупают готовыми, но мы предпочитаем их делать и просчитывать самостоятельно».

Если изначально мэппинг был основан только на трансформациях, то сейчас пришло время экспериментов, графического дизайна, работы с цветом и музыкой. «Бога ветра мы сделали так — идеально соединили струи воздуха и музыку. Специальная программа вычисляла звуковые пики и пускала цветные струи. Ветер у нас был с розовыми, голубыми потоками —  мы в основном делаем ассоциативный подход». Сейчас в мэппинге такая тенденция: он уходит от понятных иллюстративных форм и картинок в сторону абстракции. Линии, сплетения, узлы, коверканья держатся в контуре фасада. И это не просто возгорание здания: это микс линий, фигур, столбиков, ниток, мрачный саунд-дизайн. Но Юрий и Евгения понимают, что в России всем нужны понятные истории. «Мы, к сожалению, не можем работать в этом направлении, потому что вряд ли кто-то это купит. За рубежом такие работы выставляются как произведения искусства на фестивалях: потому что мэппинг уже стал частью современного искусства. А у нас в стране современного искусства нет, вернее оно есть, но настоящие художники скрывают его от наших глаз и считают, что выставлять его для массового зрителя стремно. А те, кто бьет себя в грудь и кричит, что мое искусство самое современное — те просто арлекины, а их продукт мыльный пузырь . Но мы нашли выход и в иллюстративный подход внедряем некоторые эффекты, такие сюрпризы для тех, кто понимает. А для тех, кто не понимает, наше шоу просто очень эффектно».

Текст: Диана Смольякова, Ксения Морозова

Фото: Illuminarium3000

Рубрика:
Технологический процесс
Места:
музей-заповедник "Петергоф"
Люди:
Евгения Годунова, Юрий Пелин

Комментарии (0)

Купить журнал: