• Бары и рестораны
  • Герои

Как генеральный директор «РРК-Сибирь» Елена Бондаренко убедила попробовать мясо в жестяной банке даже тех, кто его всегда игнорировал?

Она считает, что мясные консервы — продукт недооцененный. Сегодня «черно-белую» тушенку знают во многих регионах России, а Государственный резерв РФ уже несколько лет подряд включает ее в тройку самых качественных мясных консервов.

Несколько лет назад вы громко заявили о своем бренде рекламными кампаниями: огромные бочки, стилизованные под банки с тушенкой, объемные билборды, мастер-классы по приготовлению блюд с мясными консервами. На кого ориентировались, когда стартовали, и почему сделали ставку именно на тушенку?

Культура мясной консервация развита по всему миру, особенно в США и Европе. Например, компания Сampbell’s, которую многие знают по картине Энди Уорхола «Сampbell's tomato soup», сегодня выпускает сотни наименований. А слово «спам» произошло от названия американской торговой марки ветчины Spam — она успешно продается с 1936 года. Это очень перспективное направление. Ядром ассортимента нашего бренда является тушеное консервированное мясо. Увы, у многих сложилось предвзятое отношение к тушенке: она стала продуктом-аутсайдером, так как производители в свое время не утруждали себя ставкой на качество, делая акцент на стоимость. Мы же изначально приняли решение, что наша продукция не будет дешевой — марка находится в среднем ценовом сегменте, и производится она из настоящего мяса, без использования заменителей и химии. Мы смело рекомендуем наши продукты друзьям и едим сами.

И часто вы едите консервы?

Не буду утверждать, что для меня это продукт повседневного потребления, но совершенно точно — регулярного. Когда нет возможности заказать доставку еды в офис, я с удовольствием открываю банку нашей продукции, будь то гречневая каша с говядиной или мясо индейки в собственном соку — получается полноценный обед. Сейчас запускаем линейку паштетов: в сочетании с хлебцами это прекрасный вариант для завтрака или легкого перекуса. Для себя мы определили, что наша продуктовая стратегия — это «простые решения для непростых ситуаций», когда нужно быстро поесть, при этом еда должна быть полезной, вкусной, сытной и подходить для всей семьи. В этом плане консервы идеальны. И главное — это здоровый продукт: тушенка «Сила» состоит из натуральных ингредиентов — мясо, соль, специи, а производство находится на Алтае — этот край хорошо известен качеством продуктов питания.

Дома из консервов тоже готовите или это вариант на черный день?

Конечно, готовим. С консервированным мясом можно быстро сварить суп, потушить овощи с индейкой или курицей. Что касается более интересных вариантов, то здесь на помощь приходят наши подписчики в социальных сетях, которые активно делятся своими рецептами. Мужчины в моей семье тоже нередко используют консервы в своих кулинарных экспериментах: говядина, свинина, баранина, оленина — все идет в ход, и, конечно, любимые всеми каши — гречневая и перловая.


Продуктовая стратегия компании — «простые решения для непростых ситуаций»
 

Любовь к своей продукции подкупает, но давайте факты: почему вашему бренду можно доверять?

В маркетинге это называется reasons to belive — причины верить. Наша компания уже на протяжении нескольких лет является поставщиком Госрезерва и имеет сертификат контроля качества ХАССП. Недавно продукция бренда «Сила» была сертифицирована для стран Евразийского Союза, а это означает, что качество продукта подтверждено государственными органами. Но особую роль для нас играет обратная связь от покупателей: практически ежедневно мы получаем звонки на горячую линию, и большинство людей просто шокированы тем, что, отрыв банку говядины, свинины или баранины, они видят полноценные куски натурального мяса. (Смеется).

Сегодня наш опыт показывает, что ставка на качество была сделана правильно. Это тренд последних лет, и многие производители, которые раньше шли по пути снижения сырьевой себестоимости и низких цен, пересматривают свою стратегию. Мы честны с покупателями, ведь они платят нам деньги, и мы должны поставить им товар высокого качества. При этом со временем люди становятся все более и более требовательными, особенно в ситуации, когда доходы снижаются: они хотят понимать, что получают за свои деньги, и более тщательно делают выбор, внимательно читая состав на этикетке.

По данным аналитической компании Nielsen, в период пандемии продажи консервов выросли. Вы тоже попали в эту волну?

Да, был всплеск продаж в апреле примерно процентов на тридцать, и в целом они продолжают расти. Во время «массового спроса на гречку и туалетную бумагу» тушенку покупали даже те, кто много лет не подходил к полке с мясной консервацией, благодаря чему мы вышли на новый сегмент целевой аудитории. Возможно, именно этим обусловлен и последующий рост продаж: люди распробовали и оценили наш продукт.

Онлайн-продажи тоже увеличились?

Интернет-магазин тушенки — это спорная концепция: сложно представить ситуацию, чтобы покупатели массово закупались консервами онлайн — проще это сделать в гипермаркете, к тому же продукция бренда «Сила» представлена во всех крупных федеральных сетях. Да, в апреле спрос увеличился, но мы трезво оцениваем происходящее и понимаем, что это достаточно специфическая модель потребления, и будущее — за крупными интернет-площадками. Поэтому мы работаем над тем, чтобы со временем наша продукция продавалась на всех маркетплейсах. Никто не хочет покупать продукты в разных точках: намного удобнее приобрести все товары в одном месте, и неважно онлайн или оффлайн.


Распространенная ошибка в бизнесе — тратить много времени на прогнозирование

Какие еще цели ставите перед компанией?

Сегодня наша основная задача — сбалансировать марочный портфель и запустить новый мастер-бренд, благодаря которому марку будут узнавать не только на российском рынке — мы ведем активную работу по выходу на международный уровень. Сейчас идет ребрендинг: отныне продукция будет выпускаться под маркой «Сила». Мы постарались наполнить новое имя особым смыслом. Во-первых, у компании сибирские корни, а наш регион всегда славился размахом и мощью. Во-вторых, вкусные питательные продукты дарят заряд энергии и сил. Надеюсь, вскоре черно-белые консервы будут идентифицировать именно с этой торговой маркой.

Что касается ассортиментной политики, то здесь делаем ставку на инновационный подход — будем искать новые решения на продовольственном рынке. Опыт некоторых производителей показывает, что можно найти свой «голубой океан» даже в столь традиционной и консервативной индустрии. (Улыбается). Поэтому мы тоже собираемся отправиться на поиск «голубых океанов» или хотя бы «озер», так как выстрелить могут и интересные нишевые идеи. При этом мы не ставим перед собой барьеров и стеклянных потолков, а присматриваемся к другим сегментам. В мире все меняется очень быстро, темп жизни увеличивается, и сегодня продукты питания должны быть не просто вкусными и питательными, но и удобными в плане упаковки и скорости приготовления.

Поделитесь своими бизнес-лайфхаками?

Один из основных принципов — не додумывать за клиента, не предполагать, а задавать вопросы, пробовать, действовать. Распространенная ошибка в бизнесе — мы много времени тратим на прогнозирование, а в итоге все идет не так, как мы рассчитали. Поэтому надо просто брать и делать, и уже по факту при необходимости искать новые пути решения. Зачастую с точки зрения стратегии мы знаем, чего хотим, однако важнее ответить на вопрос, как мы будем ее реализовывать, какие конкретные шаги делать. И это главное, что необходимо проработать.

Топ-менеджеры всего мира задаются вопросом, как выйти из операционного управления. На ваш взгляд, каким образом необходимо выстраивать бизнес-процессы, чтобы не отвлекаться на рутинные задачи?

Сила топ-менеджера и заключается в том, что он может легко двигаться по этой вертикали — от «операционки» к стратегии и обратно. И если он застревает на уровне рутины, то потому что просто не может от нее отказаться. Конечно, когда руководитель зациклен на стратегии, он перестает адекватно воспринимать происходящее, поэтому иногда нужно погружаться в операционные бизнес-процессы, но делать это естественно, не нарушая системы управления. Тем более, сейчас мы говорим о небольшом предприятии. Я лично рутинными вопросами занимаюсь в исключительных случаях, когда неправильное решение может деформировать систему или повлиять на ее выстраивание.

В нашей компании плоская система управления: есть команда из шести топ-менеджеров, руководители по направлениям и бэк-менеджеры, которые выполняют мелкие задачи, решают технические вопросы. Это позволяет достаточно оперативно принимать решения, а информация по ходу движения не искажается. У каждого руководителя по три KPI, при этом они перекрестны друг с другом и, соответственно, итоговый результат зависит от вклада каждого. Наша система учета максимально прозрачна — менеджмент видит показатели в ежедневном формате. Это очень удобно, и я рада, что в свое время мы не пожалели времени и денег на ее создание.

Все наши сотрудники — люди взрослые, и, конечно, исключительно финансовая мотивация уже не работает — персонал должен понимать смысл своего труда, поэтому каждые три месяца подводим итоги, ставим цели на следующий квартал, а раз в полгода-год я провожу большой трансформационный тренинг. У нас сложился эффективный коллектив с прокаченными компетенциями. Команда — это главный актив «РРК — Сибирь». Мы создаем все условия для того, чтобы работа в нашей компании стала не только способом заработка, но и местом, где есть возможность профессионально расти, обучаться, и тем самым развивать организацию и развиваться самому.

Фото: Ольга Попова

Комментарии

Наши проекты