• Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

Как команда Izba возродила предметный дизайн в России

ОТКРЫТЬ СПИСОК ВСЕХ НОМИНАНТОВ

мода / лайфстайл

Восемь промдизайнеров — Ярослав Мисонжников, Александр Каныгин, Анна Дружинина, Алексей Галкин, Максим Щербаков, Максим Максимов, Катерина Копытина, Света Герасимова — и куратор Татьяна Кудрявцева собрались два с половиной года назад на выставке «Иначе, чем всегда», организованной Гете-институтом. С этого момента все действительно пошло иначе: ребята объединились в едином порыве возродить в России предметный дизайн и создать проект, в котором архетипы переработаны на новый лад. Пунктом назначения выбрали выставку Saloni del Mobile — международную профессиональную площадку. В результате в 2014 году команда Izba стала триумфатором миланской недели дизайна, а реинкарнации предметов древнерусского быта вольготно расположились на страницах и обложках журналов по всему миру.

Катерина Копытина, Максим Щербаков, Ярослав Мисонжников, Анна Кулачек

Александр Каныгин, Татьяна Кудрявцева, Алексей Галкин, Анна Дружинина

1. Сразу после того как команда определилась с концепцией, все участники стали ходить на консультации начальника отдела этнографии Российского этнографического музея Дмитрия Баранова, чтобы стойко держаться магистральной линии проекта.

2. Объект, привлекший наибольшее внимание на неделе дизайна, — это Boroda. Слух о нем разлетелся по всем павильонам, посетители приходили специально посмотреть на бороду. Дизайнер Александр Каныгин изначально рассчитывал, что она будет использоваться даже не как элемент декора, а как аксессуар для фана. Во время выставки команда устроила перформанс — коллективную часовую прогулку в бородах по Милану. Это единственный зафиксированный случай ношения предмета более двух минут.

3. Впрочем, итальянцы и сами за перформансом в карман не полезут: ряженых русских застал врасплох пожилой синьор, который явился к ним в павильон и стал распевать «Подмосковные вечера».

4. На обложку ребята попали уже на второй день после приезда. Кадр монтажа их экспозиции еще до начала выставки сделал фотограф ежедневной газеты района Ventura Lambrate, в котором базировалась площадка проекта.

5. Самый дорогостоящий объект Izba — «Приданое» Максима Щербакова. Для его декора использовалось сусальное золото, которым на Руси украшали иконы. К тому же прямо на выставке комод подтвердил еще и звание одного из наиболее функциональных предметов: вся команда хранила в нем личные вещи. Сам Максим рекомендует никогда не сдавать свое «Приданое» в багаж: на обратном пути из Милана от него осталось лишь несколько стенок.

«Приданое». Модульная система для хранения (MDF, фанера, дерево, фетр, сусальное золото). Максим Щербаков

«Светец». Подставка для подвесного светильника (дерево, бетон). Катерина Копытина.

«Красный угол» Максима Максимова интерпретирует идею самого важного места в русском доме. Раньше в каждой избе в этом месте располагались иконы, а сейчас на напольную красную полку можно положить что-то сокровенное для ее владельца. Фотографию с близкими или книгу по дизайну — каждый решает сам для себя

«Шкатулка». Система для хранения с секретным замком (дерево, мрамор). Алексей Галкин

«Горыныч». Разборная игрушка (дерево). Александр Каныгин.

«Трещотка». Детская качалка (дерево). Ярослав Мисонжников

6. Условия работы ребята оговорили «на берегу»: если по каким-то причинам продукты не подойдут с точки зрения производства или концептуально, то дизайнер не будет выставляться. В результате один объект — предмет детского быта — сошел с дистанции на середине пути вместе с дизайнером, проектировавшим его.

7. На Saloni del Mobile муж и жена Александр Каныгин и Аня Дружинина, которая использует псевдоним Fedor Toy, породили когнитивный диссонанс в сознании немного говорящей по-русски итальянки: как в России, где (точно-точно) запрещены однополые браки, могут быть супругами Федор и Александр, осталось для нее загадкой.

8. Изначально на подушке-пуфике «Горка» Ани Дружининой был запланирован рисунок c древнерусским орнаментом в современной интерпретации, но в какой-то момент дизайнер решила, что это никому не интересно, а вот градиент был в авангарде. К тому же наверху должна была сидеть тряпичная кукла. Персонажа Аня выбирала долго и остановилась на Змее Горыныче. Тут-то Александр Каныгин по-семейному и «отжал» идею: сделал Горыныча из дерева и представил как отдельный объект.

9. А вот Катерину Копытину настиг отнюдь не междоусобный, а трансконтинентальный копипаст. Через некоторое время после выставки одна австралийская компания запустила в продажу реплики ее светильников Light Bean со ссылкой на Катино авторство. У подделок другие размеры и пропорции — тихоокеанские мастера не удосужились купить хотя бы один оригинал, чтобы правильно повторить его.

10. Художник по текстилю Света Герасимова раньше работала в модном доме Татьяны Парфеновой, а для проекта Izba придумала рисунок «Русалка и русал». Принт сразу напечатали несколько журналов: AD, Interni, Marie Claire.

11. «Шкатулку» Алексея Галкина заприметил журнал Wallpaper, и на следующий день после окончания выставки она отправилась на съемки в новый номер. Предмет весит около десяти килограмм, и домой дизайнер вез ее в ручной клади. Секретный способ открывания «Шкатулки» вызвал большой интерес у работников аэропорта: подозревали неладное.

12. Горизонтальные полоски в логотипе проекта и в графическом решении стенда от дизайнера Анны Кулачек имитировали бревенчатую кладку и обыгрывали название Izba. Работы Анны вошли в подборку Logograma как одни из лучших за 2014 год.


МЕСТО СЪЕМКИ:
Городская усадьба Демидовых 

Пер. Гривцова, 1 (1755–1759)

Одна из немногих дошедших до наших дней городских усадеб XVIII века спрятана от посторонних глаз за фасадом флигеля в стиле классицизма, выходящим в переулок, который когда-то так и назывался — Демидов, по фамилии знаменитых горнозаводчиков, которым принадлежал весь квартал. Главным напоминанием о «хозяевах Урала» является кружевная лестница-веранда, примыкающая к барочному дворцу, построенному архитектором Саввой Чевакинским. Ведущая из яблоневого сада (и это в двух шагах от Исаакиевской площади!) к бельэтажу особняка, она отлита в чугуне по технологии незнакомой современным инженерам. Чугунные маскароны на оконных наличниках, по легенде, имеют портретное сходство с членами семьи Демидовых. Здание успело побывать и детским садом, и даже центром противодействия промышленному шпионажу, а теперь его занимают проектные институты — вход для посторонних закрыт. Но «Собака.ru» нашла путь в секретный двор.


Текст: Кристина Шибаева
Фото: Петр Титаренко, Никита Мурузин
Стиль: Вадим Ксенодохов
Визаж: Нина Алешина, Наталья Воскобойник, Олеся Петрова

Благодарим за помощь в организации съемки Света Герасимова ОАО «Электро Радио Автоматика» и лично Андрея Вахромова

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Максим Максимов, Александр Каныгин, Алексей Галкин, Татьяна Кудрявцева, Ярослав Мисонжников, Максим Щербаков, Анна Дружинина, Светлана Герасимова

Комментарии (0)

Авторизуйтесь

чтобы оставить комментарий.

Ваш город
Санкт-Петербург?
Выберите проект: