Молодые, талантливые, амбициозные: город знакомится с новыми лицами дизайна и готовится воплотить в жизнь их креативные идеи.
Крупному мегаполису необходим развитый сектор дизайна. И это не только про «жить красиво»: дизайн создает бренд города (читай, увеличивает его инвестиционный и туристический потенциал), содействует решению социальных проблем (например, безработицы или социальной отчужденности), помогает развитию бизнеса (от оформления стаканчика под кофе до дизайна помещения, фирменного мерча или прилегающей территории — без дизайна современный бизнес немыслим).
Как следует из доклада «Дизайн в Санкт-Петербурге», наш город в этом плане находится в выигрышной ситуации. Во-первых, в нем сосредоточены значительные производственные мощности: автомобилестроение, судостроение, строительство, IT-индустрия, производство художественных изделий и так далее — дизайнерам есть где разгуляться (и заработать). Во-вторых, наличие профильных вузов и ссузов. В-третьих, обилие творческих кластеров, общественных пространств, лабораторий, шоурумов и галерей (путь к признанию в таких условиях прямее, глаже и приятнее).
Немаловажно, что в городе регулярно проходит ряд значимых событий в сфере дизайна, которые не только популяризируют дизайн и дизайн-образование, но и «сводят» бизнес с перспективными специалистами. Наглядный пример — общегородской конкурс для художников и дизайнеров St. Petersburg Young Design, который вот уже третий год подряд проходит в Петербурге. Его партнерами выступают крупные компании: у участников есть возможность не только творчески проявить себя, но и выйти на потенциальных работодателей или заказчиков. Так, по итогам конкурса 2022 года было запущено 22 проекта и создано более 30 профессиональных работ.
Одной из самых интересных задач конкурса стала разработка корпоративного мерча для сотрудников компании «Метрострой Северной столицы». В проекте студентки Академии управления городской средой, градостроительства и печати Глафиры Чаликовой представлено «звучание» метростроительства. Возведение метро — сложный, яркий и динамичный процесс, в проекте для него выбрана эстетика граффити, через которую визуализированы звуки шахты, вибрации и шумы, сопровождающие строительство подземки.
Важным элементом мерча стал сленг метростроевцев: грохот сердца (сердце — тягово-понизительная подстанция), скрежет рыбки (рыбка — стрелочный перевод), гул утюга (утюг — место разветвления тоннелей), хруст сухарей (сухари — накладки для шпалы), рев лягушки (лягушка, или турбинка, — турбинный пневматический насос), шум ракеты (ракета — шахтный миксер). При подготовке проекта было проведено целое исследование, а победителя в номинации выбирали сами работники «Метростроя».
Еще один победитель — студентка СПбГУ Ольга Родыгина, которая предложила оформление старейшего МФЦ Петербурга (скоро познакомиться с ним смогут все желающие — реализацию планируется начать уже этим летом). На стенах помещения появятся панно с видами города и историческими персонажами, выполненными с использованием «играющих» геометрических форм в фирменных цветах организации.
В рамках конкурса также была разработана концепция общественного пространства для ДК им. Кирова на Васильевском острове. Дизайн-проект студентки Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Елены Стрелковой учитывает и сохраняет особенности одного из самых крупных памятников архитектуры довоенного Ленинграда в стиле конструктивизма 30-х годов, но при этом вписывает в него креативное пространство для общения и активного досуга.
Высоких оценок жюри также удостоилась униформа для персонала ресторанов сети «Пхали-хинкали», разработанная студенткой СПбГУПТД Викторией Вагнер. Теперь в гардеробе персонала появятся рубахи, жилеты, свитшоты и рушники по мотивам грузинского национального костюма.
В общей сложности в основную программу конкурса вошли 18 номинаций и один спецпроект, разработанные совместно с ведущими профильными вузами города. Кейсы для номинаций предложили 15 крупных компаний. На участие было подано более 1600 заявок от студентов и недавних выпускников 46 вузов и 12 колледжей города. Из них были выбраны 66 победителей, которые получили не только дипломы и денежные призы, но и возможность реализовать свои проекты при содействии индустриальных партнеров (с работами финалистов можно познакомиться здесь).
Помимо основной программы, в 2022 году в рамках конкурса были проведены четыре проектные школы. Их участники работали над такими направлениями, как фуд-дизайн, биоарт и визуализация научных работ.
В 2023 году конкурс ждут большие перемены — новое название «Дизайн молодых / Young Design 23» и расширенная география: впервые, помимо четырех вузов-соорганизаторов из Санкт-Петербурга, к конкурсу будут привлечены вузы из других регионов России, а подать заявку на участие теперь смогут студенты профильных специальностей со всей страны.
Екатерина Холоднова
заместитель директора Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга
Главная миссия конкурса — поддержать молодых профессионалов, будущих успешных дизайнеров. Работы участников демонстрируют огромный потенциал, который есть у Санкт-Петербурга в сфере развития дизайна. Мы уверены, что в рамках конкурса даем студентам-участникам полезные инструменты как для развития практических навыков, так и креативного мышления. Мы начинали конкурс в 2020 году с одним университетом и с шестью номинациями, в 2022 году уже были вовлечены студенты 46 вузов и 12 колледжей. Но на этом рост проекта не останавливается: в 2023 году конкурс впервые выходит на федеральный уровень.
В рамках конкурса 2023 года уже в мае будет проведена проектная школа «Санкт-Петербург — столица дизайна», ментором которой выступит руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Митя Харшак. Лучший дизайн-проект будет передан с открытыми правами Комитету по развитию туризма, чтобы маркировать площадки, события, туры и маршруты по Санкт-Петербургу, связанные со сферой дизайна. И это неслучайно: город становится важной точкой на карте креативных индустрий страны, аккумулируя вокруг себя лучших молодых дизайнеров, новые бренды, передовые дизайн-агентства и перспективные стартапы.
Победители конкурса St. Petersburg Young Design 2022
В число победителей конкурса St. Petersburg Young Design 2022 также вошли Вагнер Виктория (совместная номинация St. Petersburg Young Design и MKS Management Company: дизайн формы для персонала ресторанов «Пхали-Хинкали»), Муранова Варвара (совместная номинация St. Petersburg Young Design и Академии им. А. Л. Штиглица: концепция фарфоровой кружки для Императорского фарфорового завода на тему «новая волна»), Родыгина Ольга (совместная номинация St. Petersburg Young Design и Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург: дизайн-концепция изображения для оформления входной зоны МФЦ Центрального района Санкт-Петербурга), Малышева Вероника (совместная номинация St. Petersburg Young Design и ПАО «Газпром Нефть»: разработка интерфейса образовательного модуля для геологического моделирования с использованием цифровых моделей, полученных с помощью аэрофотосъемки), а также Винокурова Анастасия, Кривобороденко Виолетта и Рыжова Елена (совместная номинация St. Petersburg Young Design и СПбПУ: концепция ландшафтно-градостроительного развития и благоустройства парка Оккервиль).
Реклама. Фонд поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, ОГРН: 1197800003917.
Комментарии (0)