• Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

Рустам Ахметсафин

Поделиться:

Скульптор-фрилансер бросил офис, выучился на сварщика и теперь развивает в Сочи ресайклинг-арт. Его работы уже отметились во многих городах страны, частных коллекциях и за рубежом.

Рустам, из множества направлений в искусстве вы обратились к ресайклинг-арту. С чем это связано?

Все началось с неприятного события, я попал в ДТП, управляя скутером. После аварии была операция и два месяца больничного. В один из вечеров от скуки достал с полки металлическую банку из-под кофе, в которой находились различные винтики, болтики, гайки и шайбы. Думаю, у большинства есть такая баночка где-нибудь в гараже. Разложил содержимое на столе, осмотрел и внезапно для себя решил собрать из этого всего маленькую модель мотоцикла. Очень кстати под рукой оказался секундный клей. Обрадовавшись новому развлечению, я за вечер собрал миниатюрную модель мотоцикла, а когда ко мне пришли гости, показал им свое новое увлечение. Друзья очень удивились, один из них попросил сделать ему такую же в подарок. Больше всего их поразило то, что они сразу увидели мотоцикл, и только присмотревшись, начали понимать, из чего он был собран. Такая реакция близких обрадовала и воодушевила меня. Я вечерами собирал маленькие скульптуры, увлекся этим, а через пару месяцев мне уже приносили старые часы, будильники, зажигалки, жесткие диски из ноутбуков и прочее. Так начался мой путь в творчество.

В вашем арсенале уже есть копия робота из мульт-фильма «ВАЛЛ-И» и персонажа «Трансформеров» Оптимуса Прайма. Сейчас работаете над новым проектом?

Сейчас я работаю над очередным трансформером — Бамблби. По проекту он высотой чуть более трех метров, с множеством деталей. Моя задача – сделать его максимально реалистичным. Скульптуру собираю также из автозапчастей, металлолома и листового металла.

Кого из скульпторов или арт-деятелей вы выбрали для себя в качестве ролевой модели?

В этом ремесле у каждого свой фирменный почерк. Кто-то собирает детализированные работы, кто-то работает с более крупными металлическими фрагментами. С каждой работой я бросаю себе вызов и стараюсь равняться прежде всего на себя. Главный принцип – всегда делать на совесть, а не быстро, лишь бы как собрать скульптуру, поэтому последние годы фокусируюсь на своем обучении, набирая опыт и практику. Всегда участвую в различных региональных, федеральных и международных конкурсах, посвященных творчеству и сварке. Сейчас моя задача состоит в том, чтобы достичь максимальных высот в выбранном направлении и с каждым разом совершенствоваться и расти в профессиональном плане.

Почему персонажи из фильмов?

Персонажи из фильмов наиболее востребованы, популярны и узнаваемы. С этими героями зритель переживал определенные эмоции и полюбил их. В кино таких персонажей создают с помощью компьютерной графики или грима, а у меня в мастерской их можно встретить без спецэффектов, потрогать, сделать с ними фото. Это вызывает восторг у людей.

Ваша скульптура Оптимуса Прайма в длину более четырех метров. Где вы достаете такое количество материала?

Оптимус — самая крупная и сложная скульптура из всех, что мне доводилось делать. На его создание ушло шесть месяцев и почти две тонны материала. Пока строился предводитель автоботов, я успел побывать практически во всех металлоприемниках и автосервисах города Сочи. Если в первые ты приходишь, выбираешь металл, грузишь его на весы, оплачиваешь и забираешь, то с автосервисами по-другому. Не каждому может понравиться, когда к тебе приходит незнакомец и начинает предлагать продать ему старые детали от машин. Мастера сперва недоумевают. Я начинаю терпеливо объяснять, кто я и чего хочу, показываю фото своих работ. В итоге люди идут навстречу. Некоторые даже копят материал, а потом звонят и приглашают приехать и забрать. Поддержка ощущается от всех.

Из офиса в мастерскую – не самый распространенный маршрут. Почему вы решили все так круто поменять?

Однажды мой приятель узнал о моем хобби. Пришел в гости, посмотрел на работы и предложил помочь оформить новый бар, который он открывал с другом. На меня легла задача создать из помещения некое арт-пространство. На тот момент я не умел пользоваться слесарным инструментом и не владел навыками сварщика. Мой друг предложил помощь, наша работа состояла из того, что я показываю ему куда, а он приваривает детали. Проект у нас получился абсолютно уникальный. Меня вдохновила реакция людей на эти скульптуры и элементы интерьера. Многие останавливались, улыбались, фотографировались и задавали вопросы. Тогда я окончательно решил сменить профессию, уволился с должности регионального менеджера, выучился на сварщика и газорезчика. Ощущения, я вам скажу, невероятные. Дикая усталость, ожоги, порезы, сажа и металлическая пыль на коже – все это с лихвой компенсировалось чувством удовлетворения от созидания. Каждая работа была для меня маленькой победой.

Насколько востребован сейчас в городе ресайклинг-арт?

Не так востребован, как хотелось бы. Многие горожане даже не догадываются об этом направлении. Моя миссия заключается еще и в популяризации ресайклинг-арта, здесь можно работать не только с металлом. В ход идет все: стекло, пластик, бумага и дерево.

Работы Рустама можно увидеть в Севастополе. При въезде в город стоит скульп-тура трансформера, к которой можно подойти и сделать фото. В подмосковном Жуковском есть целый музей мусора «Му-му», где представлены три работы, в Калининграде можно увидеть скульптуру робота по имени Чаппи. В Сочи, на Пластунской улице, у дороги рядом с автомойкой выставлены мотоцикл-мангал и скульптура кузнеца. Остальные работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

Текст: КРИСТИНА ТРУБА

Фото: РОМАН СУВОРОВ

Ваш город
Сочи-Краснодар?
Выберите проект: