• Развлечения
  • Искусство
Искусство

«De Profundis. Выставка уместного искусства»

Фонд искусства «Голубицкое» представляет выставочный проект «De Profundis. Выставка уместного искусства». Куратор Андрей Ерофеев.

Фонд искусства «Голубицкое» представляет выставку «De Profundis. Выставка уместного искусства», объединившую произведения Леонида Баталова, Петра Белого, Гриши Брускина, микро-арт-группы «Город Устинов», группировки ЗИП, Константина Звездочетова, Алексей Иорша, Елены Колесниковой, Алексея Кононенко, Александра Мареева, Владимира Молочкова, Ирины Наховой и группы ХУ, обращающиеся к археологическому контексту Таманского полуострова. Куратор выставки — Андрей Ерофеев.

Алексей Иорш. «Грек на коньках». 2021

На выставке «De Profundis. Выставка уместного искусства» содержательные аспекты территории Тамани стали функцией, породившей и форму, и приемы показа участвующих в экспозиции произведений — как собрания различных археологических находок, так как именно археологический контекст является средоточием культурно-идентификационных смыслов региона.

«Куратор Андрей Ерофеев по праву считается одной из ключевых фигур, определивших образ русского современного искусства на рубеже ХХ и XXI веков, как через его выставочные проекты, так и благодаря собранной им коллекции, которая легла в основу крупнейшего публичного собрания русского неофициального искусства, – говорит главный куратор Фонда искусства «Голубицкое» Алиса Багдонайте, – Для нас имеет большое значение, что именно он начинает в «Голубицком» работу с территорией и по маршруту, проложенному в виноградниках, ведёт нас к сайт-специфичным, созданным специально для этой выставки и этого пространства, художественным проектам, по-разному конструирующим образы прошлого: образы, которые в равной степени строятся на археологических доказательствах, исторических исследованиях, народной или авторской мифологии».

Группа ХУ. «Надувные колонны». Эскиз. 2021

Владимир Молочков

Гриша Брускин. «Коллекция археолога». Бронза. 2013. Фотографии проекта Гриши Брускина в «Ударнике»

Местные нарративы строятся на аксиоме, что настоящее искусство — то, что выкопано из земли и к нему можно приобщиться только на раскопках или же в музее. Такой подход подсказал оптимальное экспозиционное решение для проекта De Profundis: одна часть выставки имеет вид экспозиции этнографического музея, другая — археологического лагеря с ямами раскопов.

В инсталляции «Раскоп» художники группы ХУ обыгрывают тезис, что нахождение вещи в «культурном слое» есть главный аргумент в пользу ее ценности, пригодный даже в случае, если эта вещь — современный ширпотреб.

Выкопанные из земли поделки (которые чаще всего являются современными подделками) объявляются плодом рук некогда живших здесь «иностранцев» — греков, генуэзцев, скифов. Расследованию продаж подобных «подлинных таманских сувениров» на «Авито» посвящена инсталляция Елены Колесниковой «Археорынок». В свою очередь «Пляжные находки» микро-арт-группы «Город Устинов» и предметы «Некрополя» группы ХУ выставляют художника не творцом, а собирателем чужих предметов.

Инсталляция Гриши Брускина «Коллекция археолога» — покрытые патиной бронзовые советские истуканы, — смотрятся в глубине раскопа как отечественная античность. Ирина Нахова также маскирует свои работы под находки археологов: те якобы сумели распознать в диспозиции костей животных знаменитые гексаграммы И-Цзин — доказательство буддистского и конфуцианского присутствия на полуострове. Другая инсталляция Наховой — скорченные захоронения уложенных в бочки огромных людей, о которых говорят локальные мифы.

Гриша Брускин. «Коллекция археолога». Бронза. 2013. Фотографии проекта Гриши Брускина в «Ударнике»

Гриша Брускин. «Коллекция археолога». Бронза. 2013. Фотографии проекта Гриши Брускина в «Ударнике»

Инсталляция группы ХУ «Надувные колонны» представляет собой руинированный портик античного храма — узнаваемого местного архитектурного декора. Каркас «Гондолы» группировки ЗИП напоминает об островном характере греческой провинции Тамани: сообщение между ее островами было летом налажено на узких длинных лодках. Зимой же греки передвигались по заливам на коньках (это отражено в логотипе выставки, сделанном Алексеем Иоршом по рассказам археологов).

Построенный из сухого камыша 32-колонный «Храм Весты» группы ХУ откликается на мнение, что Тамань — родина знаменитого античного ордера. Владимир Молочков изобразил панорамные виды станицы Голубицкой периода Римской и Османской империй. Цветущий турецкий город-крепость, каким была Голубицкая, запечатлел некий анонимный путешественник XVIII столетия в серии акварелей, созданных буквально накануне штурма поселения российскими войсками. Копии этих листов сделал к выставке Александр Мареев. В «Еврейском следе» — рисунках Алексея Кононенко и Алексея Иорша — рассказывается про этнос, от которого найдены
пока лишь могильные плиты. Все картины и графические листы размещены в выставочном зале, чья экспозиция напоминает типичный для этих мест этнографический музей. В центре выставлен огромный макет станицы Голубицкой, в разрезе представляющий ее наземную и подземную части.

В коллективной работе группировки ЗИП, Константина Звездочетова и Леонида Баталова, огромном макете станицы Голубицкой, в разрезе представляющий ее наземную и подземную части, можно увидеть послойное чередование великих цивилизаций, итогом которых стала пустотность безликого курорта. Единственный же памятник новейшей эстетики на выставке — минималистскую инсталляцию Петра Белого — можно не отличить от кучи строительного мусора. И лишь ее точный повтор на другом конце маршрута наведет на мысль об эстетических намерениях автора свалки стройматериалов.

 

«Фонд искусства «Голубицкое»
С 10 июля по 26 сентября 2021
(по средам и воскресеньям)
С 11.00 до 18.00
Вход бесплатный по предварительной договоренности
 

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал 

Комментарии (0)

Авторизуйтесь

чтобы оставить комментарий.

Ваш город
Сочи-Краснодар?
Выберите проект: