• Город
  • Наука и образование
Наука и образование

Что такое South Brand Academy

Подписаться:

Поделиться:

И почему региону так необходима культура брендинга

В марте в Краснодаре открылся уникальный для региона образовательный проект — South Brand Academy. Это академия брендинга, которая дает качественные по меркам международных стандартов и перспективные знания, а также живую практику. Мы поговорили с ее основателями и узнали, чему учат в стенах SBA, кому подойдет обучение, а также что такое брендинг и как он может изменить бизнес в Краснодарском крае.

Кристина Брагина, предприниматель, CEO бренд-бюро 2Bburo.ru, сооснователь SBA academy

Дарья Демихина, предприниматель, брендолог, бренд-дизайнер, сооснователь SBA academy

Что такое SBA (South Brand Academy)

Кристина: Мы назвали свой проект академией, потому что занимаемся образовательной деятельностью, то есть это академия дополнительного образования для специалистов креативных профессий и предпринимателей, которые хотят качественно улучшить свой бизнес. У нас специалисты получают знания, связанные с построением бренда и нестандартными процессами.

Помимо двухмесячных офлайн программ «Бренд-менеджер» или «Бренд-дизайнер», мы запускаем программу «Креативный фитнес». Это интенсив выходного дня, который подходит для тех, кто хочет прокачать свой профессионализм в более сжатые сроки. Представьте, человек с утра до вечера учится методикам прокачки вдохновения, ассоциациям, придумывает идеи и их развивает, одним словом, качает креатив. Конечно же, он это делает не один. Кроме значимого нетворкинга внутри группы обучающихся, мы приглашаем звездных спикеров, таких как, например, Ангелина Стипиди или OhAlin, которые делятся своим опытом, ведь в их работе напрямую стоит задача придумать креативные идеи. Как они это делают? Где черпают вдохновение? Это не то же самое, что смотреть Pinterest, хотя и это надо уметь.

Даша: А еще мы учим, как внедрить и создать бренд, — это тоже большой труд. Идей-то у всех много, важно — грамотно внедрить. Не так давно был бум Pinterest’а, когда многие просто копировали картинки и референсы без понимания, как их адаптировать под себя, просто «скопировали-вставили», так и начали повторять друг за другом. Казалось бы, что тут такого? Но все это формирует среду города, в которой мы обитаем, формирует культуру. Нам часто задают вопрос, что же такое брендинг? Да, ребят, это очень серьезная штука.

Кристина: У нас можно получить такие креативные профессии, как креативный директор, директор по маркетингу. Мы часто проводим интенсивы, тренинги, тоже на тему креатива. Как уже было сказано, запускаем программу «Креативный фитнес». У нас есть курс «Терапия бренда» — это короткие программы, на которых необязательно учиться по 2-2,5 месяца. Но они очень полезны для тех, кто через бренд хочет увеличить свои бизнес-показатели: финансы, популярность, продажи, посещаемость и так далее.

Даша: Кстати, в нашем городе, это большая проблема, которую мы хотим решить, — нет креативного сообщества как такового. То есть если в Москве ты идешь тусоваться в Британку, точно знаешь, что тебя там ждет классный нетворкинг, то здесь его нет.

Кристина: Нет ни креативного пространства, ни креативного сообщества. Мы же решили начать с сообщества, с коммьюнити, а потом пойти дальше. Возможно, в недалеком будущем напишем грант на креативное пространство.

Даша: В Краснодаре были подобные попытки, но креативной среды так до сих пор и нет. Поэтому даже не имея помещения, можно создавать мероприятия, где люди будут просто знакомиться, общаться. Это связи, реализация идей и работ. Классно.

Кристина: Если сформулировать нашу глобальную миссию, то она в следующем — развить культуру брендинга на территории России. А начали мы с нашего региона.

Как возникла идея открыть академию

Даша: Накопилось много опыта, и есть потребность его передать, меняя культуру брендинга и бизнес-среду к лучшему.

Кристина: Мы с Дашей уже около пяти лет работаем вместе. Делали много больших проектов. Мне всегда было комфортно работать именно с Дашей, потому что она профессионал своего дела. Мы хорошо понимаем друг друга. Из этого и складывались хорошие проекты.

Когда ко мне обращались крупные клиенты, я точно знала, что если буду работать с Дашей, то все пройдет гладко. Вот так мы работали, работали, пока Даша временно не уехала в Киев. Тут-то у меня и родилась идея открыть академию, можно сказать, из боли, потому что, когда начинаешь взаимодействовать в проектах с маркетологами и бренд-дизайнерами внутри компаний, приходится не просто работать, но еще его обучать человека с нуля. А это очень долго и нересурсно, не всегда благодарная работа. Клиенту не объяснишь, что обучение его ребят — это трудозатратно и требует дополнительных ресурсов.

Я много лет проработала в «Мадьяре», учила ребят брендингу и бренд-менеджменту, по сути я создавала в компании эту культуру с нуля. На тот момент я не слышала, чтобы еще где-то в Краснодаре была эта профессия, это было 10 лет назад. Сейчас ребята, выходцы из нашей команды «Мадьяра» уже сами несут эту культуру в свои проекты который.

Поэтому возникла идея создать академию. И нести культуру брендинга в массы, внедрять ее в бизнес через наших выпускников. Я рассказала ее Даше, оказалось, она тоже об этом думала. Дальше уже идеи развивались в пространстве.

 

Про культуру брендинга

Даша: Есть значимая проблема — мы, дизайнеры и брендологи, создаем классный дизайн, концепцию, брендбук, но его некому внедрять. Ожидание и реальность сильно разнятся, а ведь это деньги предпринимателей и инвесторов и наш труд. Думаешь, вот же ребята вложили деньги в брендбук. Мы как исполнители круто сделали. Вот, просто внедряйте — а некому. Нет в компаниях бренд-менеджеров.

Или был случай, когда мы работали с типографией, прислали ей Pantone, цветовую историю, а там взяли и поменяли цвет — с бежевого на лимонный, потому что дизайнер в типографии видит по-другому. Из-за таких моментов рушится вся работа, создается мусор визуализации. А был бы грамотный бренд-менеджер со стороны компании, и этого можно было бы избежать. Вспомните, когда вы выходите на улицу, а там куча непонятных вывесок, отсутствие в этих, казалось бы, важных элементах смысла. В таких случаях нельзя винить предпринимателя, у него просто нет понимания культуры брендинга. Но есть страх, что его не заметят. Он думает, что если сам сделает брендбук, все будет классно, но эта история уже не работает. Работала в 90-х.

Кристина: Культура брендинга здесь, в России, особенно в регионах только зарождается.

Даша: Постоянно нужно доносить смыслы. У нас очень сильно боятся минимализма. Из страха, что тебя не заметят, начинается история логотипов побольше, пожирнее. В Москве этот вопрос уже решили. Когда я там работала, начали внедряли дизайн-код города. И мы первыми попали под раздачу: ресторанам на Садовом кольце грозил штраф от 500 тысяч рублей до 1,5 миллиона, если в положенные сроки они не снимут все вывески и быстро не поменяют их под стандарты. Если откажешься, то заплатишь еще один миллион рублей. Все рестораны вовремя и в благоприятном для города смысле переобулись. А в Краснодаре такой системы нет.

Кристина: У кого есть понимание культуры брендинга, тот уже все сделал. Но вообще, об этом должна думать архитектура города. Мы совсем не сетуем на государство, архитектуру в целом. Очень важно создавать предложение и развивать культуру, коммьюнити внутри города. Важно развивать людей, чтобы они сразу делали хорошо.

Что мы можем передать

Даша: Я окончила КубГУ. У меня два высших образования: художественное и графический дизайн. На пятом курсе я пошла работать в «Икею», это была моя первая работа. Когда вышла из универа с двумя дипломами, поняла, что никому не нужна и знания мои к реальности не применимы. Как быть? — задала я тогда себе вопрос. Реальность оказалось совсем не такой, к какой нас готовили все эти пять лет. После «Икеи» помню, что ушла не просто из иностранной компании, а в депрессию. Представьте, вы работаете по четкой схеме, где все структурировано, стандартизировано и понятно. Всё таки международные компании ушли в стандартах далеко вперед. А в местной конторе, куда я ушла после, тебе говорят: «Тебе нужна зарплата? А что ты раньше не сказала?» Уже неделя прошла, как нам ее должны были выплатить. «Ну, пойдем, я тебе дам», — для меня это был шок.

Я уехала в Москву, не понимая зачем. В столице я просидела месяц — делала себе портфолио. Потом у меня выстрелило три классных предложения, и я выбрала работу бренд-дизайнером в ресторанном холдинге Нью-Йоркского шефа Айзека Кареаса и Игоря Трифа. Я проработала там четыре года. Мы открыли девять новых ресторанов. Он напомнил мне, что такое работать в структуре, показал, как создавать бренд и как правильно его вести. Но шло время, и я поняла, что не могу работать в офисе. Меня это сильно ограничивает. Я все время смотрела на сторону и делала какие-то сторонние проекты, потому что я не могла работать в рамках, в которые меня пытались загнать. Тогда я сказала честно, что больше так не могу. Ничего нового: одни и те же инфоповоды, один и те же рестораны — развития нет. Они хотели сделать меня директором. Я, конечно, потешила свое эго, поняла, что могу зарабатывать, могу дорасти до хорошей должности, но она мне не нужна. Я хочу делать что-то свое.

Успела пожить в Киеве, училась в бизнес-школе. Я знала, что если хочу работать с предпринимателями, нужно говорить на их языке, мало быть просто дизайнером, нужно понимать бизнес-процессы. Соответственно, я получила бизнес-образование. Также хорошо понять бренд мне помогает образование в психологии. Бренд — это же эмоциональная штука, которая формируется у нас в голове. Поэтому я считаю себя достаточно уникальным специалистом на рынке, который может передать действительно ценные знания.

Кристина: Я переехала в Краснодар из Москвы, и сразу же мое первое собеседование состоялось в «Мадьяре». Меня позвали на должность директора по рекламе. Я проработала там с 2011 до 2018 года. Я там выросла как специалист. Построила департамент маркетинга из 17 человек. В 2014 году, в самый расцвет экономики, наш департамент обслуживал все 26 ресторанов сети, в том числе на Сейшельских островах. И поскольку внутри департамента мы уже начали сами себя копировать, то поняли, что у нас большая проблема. Так мы начали создавать и внедрять структуру брендинга для того, чтобы концепции отличались друг от друга, потому что это все-таки разные рестораны. Везде должны быть свои особенности. Мы начали изучать, как это происходит в европейских компаниях. Тогда же, в 2014 году, я начала преподавать брендинг внутри компании, потому что брендинг должны понимать все. От управляющих до линейного персонала.

Я училась на МBA в Москве, причем MBA Executive. С пониманием бизнес-процессов я начала преподавать его у себя в команде и строить структуру маркетинга. После «Мадьяра» я, в партнерстве, открыла кафе «Хорошая еда». Это был очень сложный проект с точки зрения всего: концепции, продукта. Приходилось быть новаторами, а краснодарцы к этому были не готовы. Смотрели на нас как на диковинку. Люди не привыкли ходить в подобные рестораны, им нужны рестораны, где алкоголь льется рекой и бурлят кальяны. В «Хорошей еде» этого всего не было.

У нас была большая идея-миссия, показать, что это не просто полезно, но и вкусно. Я занималась брендингом. И о нас начали писать. К нам рекой повалили ребята с аллергией и особенностями организма. В чистом виде в 2018 году такого проекта в России не было. Я вытянула этот проект за счет брендинга, за счет смыслов, их постоянной трансляции. Мы выиграли несколько Федеральных премий, и кафе успешны функционирует до сих пор.

Я была управляющим партнером три года, занималась всей операционной деятельностью. Когда ты понимаешь процессы, что от чего зависит, куда уходят деньги, ты действительно по-другому начинаешь относиться к маркетингу, к стратегиям, к бюджетам. И, наверное, это моя ключевая особенность во взаимодействии с предпринимателями, бизнесменами.

В какой-то момент я ушла, потому что поняла, что я не операционный управленец, я все-таки маркетолог и брендолог. Мне нравится создавать бренды, идеи, смыслы. Создавать концепции, упаковки этой концепции, и я могу передавать эти знания тем, кто в них нуждается.

Брендинг и предприниматели

Даша: У многих предпринимателей сложилось убеждение, что творческий человек сравним с безответственным. И я категорически с этим не согласна. Творческие люди очень начитанные, грамотные, умные. Но я часто слышу, что предприниматели не могут доверить работу дизайнеру, а все потому, что они не умеют общаться с заказчиками. Мне хочется это исправить. Зачастую дизайнеры не понимают бизнес-процессов, не понимают, что они рисуют иллюстрацию не для красоты, а для того чтобы она продавала.

Когда я нанимала дизайнеров на свое место работы, задавала всем один и тот же вопрос: «Расскажи, почему ты сделал именно так?». Ответила только одна девочка. Она смогла обосновать свой дизайн и рассказать почему. Все остальные мычали: «Не знаю», «Ну, вот так». Сразу видно, что они не понимают цели, а делают, чтобы было красиво. Девочку, которая смогла ответить на вопрос, взяли на работу. Она до сих пор работает в этой компании.

Кристина: Часто сами предприниматели не знают, что такое брендбук, брендинг, бренд-платформа. Они приходят к дизайнерам, которые тоже этого не знают. Когда мы с Дашей предоставляем услугу, мы объясняем заказчику, что работа была проведена не только дизайнером, но и нами, как организаторами и арт-директорами в поисках смыслов. В подобных проектах дизайнер в одиночку ничего не придумывает.

Даша: Я никогда не задаю заказчику вопросы по дизайну, а задаю по бизнес-процессам, каким-то глобальным идеям.

Кристина: Вопрос же не только в визуальном оформлении, а в смысловых принципах. Что будете транслировать, где транслировать, как будете объяснять большую идею своей аудитории, кто ваша аудитория? Создание бренда очень трудоемкий, аналитический и смысловой процесс. И когда от нас просят всего лишь логотип, мы, в какой-то степени, образовываем предпринимателя, объясняя ему всю цепочку. Выясняется, что нужен вовсе не логотип. Нужно понять, что у вас за концепция, чтобы донести это до целевой аудитории, донести до людей. А логотип делается в самом конце. Когда ваш клиент через бренд поймёт глубинные смыслы компании, он сам придёт к вам, притянется по ценностям и останется с вами на долгие годы.

 

Как научить предпринимателя понять свой бренд

Кристина: Первое, надо выяснить — для чего создавать бренд. Не каждый бизнес является брендом. Если ты придумал какой-то продукт и научился его продавать, это еще не значит, что ты создал бренд. Когда ты его создашь, ты поймешь эту разницу. Это меньшие растраты на рекламу, больший заработок, узнаваемость. В основном, предприниматели не занимаются брендом. Сейчас, когда бизнес столкнулся с кризисом, лучшее, что они могут сделать для него, кроме как оптимизации расходов, — брендинг. Упаковывайте смыслы, транслируйте их, любите свою аудиторию. Это называется терапия.

Даша: Если у каждой компании будет большая идея, это действительно то, что будет менять нас каждый день. У предпринимателей определенное мышление. Они сосредоточены на создании продукта, а брендинг для них — это какое-то украшение.

Я прихожу к клиенту и спрашиваю, какая у него миссия, какие ценности, цели, какая точка «Б», а он не знает. А это первое, о чем нужно себя спросить при построении бизнес-процессов. «Куда я иду?» Чтобы каждый сотрудник понимал, над чем компания работает. Вот идеальный пример. В компании SpaceX работает уборщица. К ней как-то подошёл человек извне и спросил у нее: «Чем вы тут занимаетесь?», а она ответила: «Ракеты космос запускаем». Она знает, что она звено глобальной миссии и тоже важна. Эта история про бренд.

Кристина: Такие вещи решают много проблем: текучки кадров, ментального здоровья коллектива, атмосферы на работе. Это все брендинг! Когда твой клиент приходит что-то покупать с ним общается сотрудник, а не логотип. В «Хорошей еде» утром мы делали круг благодарностей. Мне было важно, чтобы люди работали в хорошем настроении. Есть такое понимание как физическая, психологическая атмосфера, и это все брендинг! Когда предприниматель, руководитель, маркетолог, который занимается брендингом, начинает это понимать, всё вокруг обретает смысл.

Как проходит обучение и что будет после

Кристина: Если это какой-то длительный курс, то занятия проходят один раз в неделю с 11 до 15 в два блока: теория и практика. Мы проходим многие аспекты, пробуем упаковать все в брендинг. Говорим о взаимодействии и коммуникации, о бизнес-процессах, чтобы люди понимали, с чем они будут работать. Чтобы не приходили просто красивые картинки придумать, а чтобы понимали, как это внедрять. Мы занимаемся тем, чтобы ребята понимали, как строить бренд-платформу, анализировать аудиторию. В конце обучения — защита диплома. Выпускник получает не просто сертификат, а диплом дополнительного образования. Если конечно имеет основное высшее.

Даша: Мы строим систему, чтобы студенты имели возможность стажироваться. У нас есть задача win-win — предприниматель и выпускник нашего курса. Конечно, мы будем давать менторскую поддержку, отслеживать качество внедрения сотрудников в компанию, чтобы они смело могли написать нам и рассказать о своей проблеме, если таковая имеется в течение обучения и несколько месяцев после.

Кристина: Я вспоминаю свою работу и понимаю, что, если бы у меня была возможность кому-то позвонить и спросить, как лучше поступить, было бы гораздо легче. На мой взгляд, это самое важное. Мы даем наставничество и доступ в коммьюнити. Офлайн важен с точки зрения коммьюнити. Но мы проводим встречи и онлайн, так как можем делиться своими знаниями и в этом формате.

Даша: Курс «Бренд-дизайнер» будем также запускать в оналайн, потому что очень много таких запросов.

Кристина: Дизайнеры все-таки больше интроверты и особо не хотят офлайн. Мы, разумеется, будем объяснять им то, что нужно выходить и в офлайн, взаимодействовать, коммуницировать, но нужно с чего-то начинать. После обучения мы предоставляем студентам работу. У нас есть запросы и от ресторанных сетей на бренд-менеджеров, и от других бизнесов.

 

Кому подойдет обучение

Кристина: Люди ищут ту информацию, которая им интересна. Потому что сейчас это глобальный тренд, когда человек был бухгалтером, а стал астрологом.

Даша: Да, и это классно! Люди ищут себя. Сейчас действительно эра работы по душе. Я многим девчонкам на мастермайндах говорю, что одна из моих главных задач — научить их переходить в ту сферу, которой они реально хотят заниматься.

Кристина: По сути, наш курс «Бренд-менеджера» подходит для всех, кто занимается менеджментом, проджекты, те, кто управляют проектами, сммщики, маркетологи и в том числе владельцы бизнеса. Это такое же бизнес-образование, просто с уклоном в смыслы, креатив, брендинг. Человек, который занимается просто услугами, с этими знаниями может запаковать себя так круто, что ему будут открыты все двери, и он добьется успеха. То, что мы даем, выделяет и бизнес, и людей из толпы.

Даша: А на второй курс «Бренд-дизайнер» к нам идут действующие, начинающие дизайнеры, которые уже обучились программам, делают логотипы, макеты и хотят прокачаться, стать твердыми специалистами в брендинге.

 

Чем South Brand Academy отличается от конкурентов

Кристина: У нас нет конкурентов. Да, есть программы в вузах, но мы даем абсолютно другую уникальную услугу — практику. На занятиях передаем практический опыт кейсами, историями, рассказываем о конкретных взаимодействия в своих проектах, объясняем, как это происходит у нас. Мы хотим, чтобы на этих же практикумах ребята выполняли задачи здесь и сейчас. Читали, смотрели, взаимодействовали, выходили отвечать.

Даша: Еще мы говорим про человечность и понимание процесса психологии, проявленности, ментальные затыки, которые мешают влиться в профессию. Я такого подхода не видела нигде. Твердым специалистом и экспертом я стала только тогда, когда начала работать с головой и своим ментальным здоровьем. У меня было куча навыков графического дизайнера, но было куча комплексов и блоков, которые мне мешали. И я упорно над этим работала.

Кристина: Да, такие вопросы решаются только поддержкой. Поговорить, взять обратную связь, выслушать. И мы стараемся дать эту поддержку всем нашим студентам. В этом наша уникальность.

 

Сайт:  sbaacademy.ru

 

Фото: архивы South Brand Academy

Ваш город
Сочи-Краснодар?
Выберите проект: