18+
  • Здоровье
  • Здоровье
Здоровье

«Йога — это не делать то, что умеешь, и заняться тем, что не получается»

Дочь культового рок-музыканта, инстаграм-дива Анико Сологуб @anikoyoga читает йога-рэп, знает, как разбудить внутреннего гуру, и уверена, что три главных качества учителя — это академизм, искренность и харизма. Нам она рассказала о том, как пришла к йоге и почему неповоротливому новичку на занятиях не должно быть стыдно. 

На Анико: боди Intimissimi (Intimissimi)

На Анико: боди Intimissimi (Intimissimi)

Анико, как появилась йога в твоей жизни?

Йога настигла меня внезапно 12 лет назад. Но так и должно быть: она приходит в твою жизнь тогда, когда ты к этому готов. Ты можешь даже не знать, что готов, но ей все равно. (Смеется.) Я работала креативщиком в маркетинговом агентстве, мы реально горели на работе, и однажды к нам пришла девушка по имени Надя Кони и предложила прямо в офисе по вечерам заниматься хатха-йогой. Я тогда очень плохо слышала свое тело и совсем не понимала, что такое йога, но по тому невероятному состоянию наполненности и трансформации, которые я испытывала после практики, я чувствовала, что это правильный путь.

А кого ты можешь назвать своими учителями?

Мой первый учитель — как раз Надя Кони. Второй — Меган Карри из США, ее видео стали тем мощным вдохновением, которое заставило меня уйти с головой в йогу. Это был 2012 год, тогда я уже переехала из России во Францию, жила в своем доме, родила двоих детей, а в занятиях йогой был долгий перерыв. Как-то я вышла в сад и решила встать на мостик. Раньше это всегда получалось, и вот я уже собралась сделать это, и мой мозг говорил: давай, ты сделаешь это. Но тело сказало: не-а! (Смеется.) И я просто упала!.. Это был шок — я поняла, необходимо что-то менять, и начинать нужно с тела, самого простого и доступного инструмента, который всегда у нас под рукой. Пазл сложился, когда я наткнулась на Меган — ее видео с занятиями виньяса-флоу просто взорвали мое сознание. И я решила, что, чего бы это мне ни стоило, я буду делать так же, как она. Кстати, до сих пор мы так и не познакомились, но через месяц мы встретимся на ее йога-туре! Третий учитель и мой главный гуру — это Жерар Арно, президент Французской ассоциации йоги, у которого я несколько лет подряд проходила 500-часовые тичерз-курсы. Ну а четвертый — это все мои ученики. Каждый учитель должен всегда оставаться учеником.

А что было изначально — йога или увлечение инстаграмом?

Они возникли в моей жизни абсолютно синхронно. Моя первая фотография в инстаграме — как раз начало моего йога-пути. Это был 2012 год. И началось: цветные штаны, асаны на фоне огорода и огурцов (смеется), участие в американских йога-челленджах.

На Анико: боди Intimissimi (Intimissimi)

На Анико: боди Intimissimi (Intimissimi)

Что для тебя инстаграм?

Для меня инстаграм — это не способ заработать деньги, а очень органичный формат творческого самовыражения и взаимодействия с миром. Инстаграм объединяет три мои основные страсти: йогу, работу с текстом и фотографию. Когда я училась на первом курсе филологического факультета СПбГУ, у меня был пленочный «Зенит». Мы с друзьями целыми днями шатались по Петербургу и снимали все вокруг. У меня было несколько фотовыставок.

Когда у тебя 100 000 подписчиков, то наверняка бывает так, что ученики приходят не за практикой, а за фотографией с тобой?

Это нормально. Это тоже точка входа. Мне совершенно все равно, кто за чем приходит — сесть на шпагат, избавиться от боли в спине, сфотографироваться со мной или постичь самадхи. Не важно, с чем люди приходят, важно, по какому пути они пойдут.

Сама ты практикуешь каждый день? И отличается ли твоя практика от той, которую ты даешь на классах?

Я стараюсь заниматься ежедневно. Потому что, когда преподавательская деятельность заменяет личную практику, у тебя начинается выгорание, ты перестаешь прогрессировать. Нужно приучить себя практиковать в любом состоянии.


Точкой входа в йогу может быть и желание «запилить» фоточку в инстаграм

Когда йога становится работой, не теряется вдохновение?

Я постаралась так построить свою жизнь, чтобы в ней было как можно меньше рутины и как можно больше вдохновения, но «рутина» тоже очень важна. Кстати, сейчас один из самых популярных форматов в Европе — это traveling yoga teacher, когда у учителя нет регулярных классов, есть только тематические семинары, которые он возит из одной страны в другую. Такой своеобразный йога-чес. Я не уверена, что это правильный формат. Мне кажется, у преподавателя должны быть ученики, которых он ведет, за прогрессом которых он наблюдает. Важно наблюдать за теми, кого ты «взращиваешь». А когда ты путешествуешь из одной страны в другую, через тебя проходит очень большое количество людей и ты не видишь, как они применяют полученные знания. По сути, ты сеешь, но не видишь плодов. В этом смысле я за баланс и гармонию, поэтому несколько раз в неделю у меня постоянные классы в Петербурге.

Ты была единственным представителем России на недавней международной йога-конвенции в Греции. Тебя кто-нибудь там впечатлил?

И какого рода там были преподаватели — ученые или популяризаторы? Скорее популяризаторы. А впечатлил меня Дэвид Кеннет, канадец, саунд-хилер, переквалифицировавшийся из оперного певца в шамана-терапевта. Совершенно улетный человек. Он использует множество инструментов, от хрустальных чаш, флейты и камертона до шаманского бубна, при этом сопровождая все своим невероятным голосом. Мне очень понравилось, что он искренне верит в свое искусство и в то, что, скажем, звук «щ-щ-щ-щ-щ-щ» изгоняет гнев из почек, а «с-с-с-с-с» прочищает корневую чакру. У него было три главных качества учителя: академизм, искренность и харизма.


Йога — это не делать то, что умеешь, и заняться тем, что не получается

У тебя большой опыт преподавания во Франции. Есть ли какая-то разница между твоими учениками там и здесь? К чему нам надо стремиться?

Я бы сказала: к чему стремиться надо им.

Да?

Абсолютно! У французов специфическое отношение — к йоге, к танцам фламенко, к любому роду занятий. Они могут годами оставаться на одном и том же уровне, воспринимая йога-классы как некую лавочку, кружок для домохозяек, где можно просто развлечься и поболтать после работы. Им не так важен прогресс, но, возможно, поэтому они более регулярны, чем наши соотечественники. Французы, одним словом, наслаждаются процессом. В России же гораздо более академический подход. Русский человек работает на результат!

Почему так мало мужчин ходит на йогу в России? И какая ситуация с этим во Франции?

Представляешь, я даже делала научное исследование на эту тему! Во-первых, это маркетинг: женщины более восприимчивы к потреблению, поэтому йога как тренд в их кругах более раскручена. Во-вторых, психология: в йоге крайне важным элементом являются самоанализ и возможность подвергнуть сомнению себя и свою жизнь. Женщины обычно более склонны к самокопанию. В-третьих, физический аспект: многие мужчины отвечали мне, что для них йога — недостаточно соревновательный вид спорта. (Смеется.) Она ведь не поощряет соперничество не то что с соседом, а даже с самим собой, предлагая отказаться от своего эго и перестать сравнивать себя с окружающими. И наконец, в-четвертых, сопротивление авторитету учителя. Большая часть учителей йоги сейчас — женщины, поэтому мужчины испытывают некую настороженность, недоверие. Слышала от них такие истории: пришел я на йогу, а там сидит блондинка в розовых легинсах с классной грудью, и я спрашиваю себя, а может ли она вообще меня чему-то научить, стать моим Учителем? Есть ребята, которые преодолели это, и я их очень уважаю. Во Франции соотношение женщин и мужчин в йоге почти равное, а в России на девять женщин приходится только один мужчина. А еще, воспринимая йогу как растяжку, многие мужчины комплексуют, потому что по своей физиологии они менее гибкие. А ведь йога как раз об этом: перестать делать, то, что ты умеешь, и плотно заняться тем, что у тебя не получается!

А как ты относишься к ученикам, которые не могут сделать ту или иную асану?

С уважением отношусь. Какого бы уровня ни был ученик, если он пришел на занятие, то его практика уже состоялась и он все равно растет над собой. Поэтому моя задача — создать комфортную атмосферу на уроке для людей любой подготовки. Кстати, однажды на меня снизошло вдохновение и я написала йога-рэп. Не буду сейчас читать (смеется), но суть расскажу. Миссия учителя состоит в том, чтобы разбудить в ученике его внутреннего гуру — союз интуиции и воли, внутренний голос, который знает, что ему нужно на самом деле. Так что моя задача не в том, чтобы ученик идеально делал ту или иную асану, а в том, чтобы позволить ему максимально проявить себя на коврике. Всем, кто приходит ко мне, я говорю: ребята, это не мой перформанс, это ваша практика, это все о вас!

Интервью: Игорь Можейко

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)