• Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

5 лучших фильмов-катастроф

Глядя, как нашествие смерчей грозит уничтожить пол-Америки в премьере «Навстречу шторму», наш кинообозреватель Дмитрий Буныгин составил свою ультимативную подборку картин, где человечеству грозит смертельная опасность.

«Перевал Кассандры»

(«The Cassandra Crossing», 1976)

Режиссер Джордж Пан Косматос

Трансконтинентальный экспресс «Женева-Стокгольм» бодро шевелит колесами, до отказа набив себя разношерстным людом. В уютных купе ожидают своей остановки нейрохирург с мировым именем (Ричард Харрис), модная беллетристка (Софи Лорен), мелкий спекулянт (Ли Страсберг), ручной жиголо (Мартин Шин) со своей хозяйкой (Ава Гарднер) и еще добрая тысяча душ. Напрасно старушка ждет сына домой: по вагонам свободно бродит шведский террорист (Лу Кастель), который незадолго до того устроил перестрелку в экспериментальной лаборатории Международной организации здравоохранения и по неосторожности подхватил неизлечимую форму легочной чумы.

Вагон и маленькая тележка фильмов-катастроф, снятых в 70-е вслед за коммерческим успехом «Аэропорта» и «Землетрясения», в наши дни можно смотреть разве что из ложно понятого чувства ностальгии. Так не лучше ли тогда обратиться к проверенному специалисту — полиглоту и букинисту Джорджу Пану Косматосу, в дальнейшем славному своими дурковатыми и бесстыже-вторичными, но визуально неотразимыми боевиками (сиквел «Рэмбо», «Кобра», «Тумстоун»).

«Аполлон-13»

(«Apollo 13», 1995)

Режиссер Рон Хауард

Проблемы у Хьюстона начались прямо со старта космического корабля «Аполлон-13» 11 апреля 1970 года — отключился центральный двигатель второй ступени. Третьи сутки полета запомнились аварией на служебном модуле, после чего невозможность навигации и дефицит пресной воды сделали прилунение абсолютно невозможным. Напряженная неделька выдалась и непосредственно у членов экипажа: опытного командира Джима Ловелла (Том Хэнкс) и новичков — пилота командного модуля Джека Суайгерта (Кевин Бейкон) и пилота лунного модуля Фреда Хейза (Билл Пэкстон).

Ко второй половине 90-х жанр фильма-катастрофы зачем-то вылез из своей заросшей могилы, на-гора наплодив целый выводок «Ураганов», «Ливней» и других «Армагеддонов». Из этого сора заслуживают внимания, пожалуй, лишь «Титаник» (прежде всего, крепкая сентиментальная мелодрама, а потом уже демонстрация непрочности обшивки правого борта трансатлантических лайнеров) и его космический аналог «Аполлон-13», который вместе с предыдущими опытами Рона Хауарда — «Обратной тягой» и «Газетой» — составляет условную трилогию остросюжетных производственных драм.      

 

«Заражение»

(«Contagion», 2011)

Режиссер Стивен Содерберг

Вскрыв черепную коробку Элизабет Эмхофф (спустя 16 лет после триллера «Семь» Гвинет Пэлтроу снова играет мертвую голову), медики крестятся и шлют сигнал опасности всем постам: «Эпидемия!». Поздняк метаться — заразительный кашель, словно красный смех из одноименного рассказа Леонида Андреева, уже вовсю гуляет по странам и континентам.

Вполне вероятно, что все обстояло так: Стивен Содерберг втайне ото всех снял полноценный и гипотетически популярный мини-сериал, а затем по неизведанным причинам вырезал из каждой серии по десять минут, смонтировал эти куски в логической последовательности и выпустил в прокат получившийся фильм длиною в полтора часа с копейками. Как результат, аттракцион бессмысленной щедрости под названием «Заражение» вызывает смешанные чувства — упоение пополам со жгучим сожалением. Впрочем, позднее, в 10-серийной «Больнице Никербокер», этот режиссер уделил теме врачевания гораздо больше времени.

«Меланхолия»

(«Melancholia», 2011)

Режиссер Ларс фон Триер

У копирайтерши рекламного агентства Жюстин (Кирстен Данст) хорошо получаются две вещи: срывать дедлайны и портить свадьбы (в данном случае — свою собственную). Вот что творит с людьми кризис младшего возраста, помноженный на отвратительные погодные условия. Ведь по новейшим сообщениям синоптиков, в скором времени многомиллиардное население Земли окочурится вследствие неминуемого лобового столкновения с невесть откуда несущейся планетой Меланхолией.

С Ларса фон Триера спрос небольшой: будь у датского подстрекателя лишний билетик на машину времени, он бы перво-наперво отправился в прошлое, чтобы лично вручить сценарий «Меланхолии» каждому из своих кумиров — Карлу Теодору Дрейеру, Ингмару Бергману и Андрею Тарковскому. Увы, пока что Триер приходится все делать самому – абы как, доверившись давно сбитому нюху. Мимо этих семейных этюдов быстрого приготовления так и хочется проскользнуть, демонстративно отгородившись ладонью — подобно эпизодическому персонажу «Меланхолии», свадебному организатору в исполнении Удо Кира.

«Сан-Франциско»

(«San Francisco», 1936)

Режиссер Вудбридж Стронг Ван Дайк

Весна 1906 года. Заносчивый фат Блэки Нортон (Кларк Гейбл) известен всему кварталу красных фонарей Бербери Коуст как владелец ночного шалмана с пышным названием «Рай». Словно тяготясь столь широкой, однако сомнительной славой, Блэки вступает в предвыборную гонку за теплое местечко члена городского наблюдательного совета Сан-Франциско (эту должность, между прочим, занимал гей-активист Харви Милк). Честолюбивый план ставят под угрозу два обстоятельства: появление в здешних краях оперной певицы-самородка Мэри и 7-балльное землетрясение…

Хотя «Сан-Франциско», один из первых звуковых фильмов-катастроф, определил лицо жанра на десятилетия вперед, сам по себе он будет интерен скорее любителей традиционной голливудской музыкальной мелодрамы. Создатели ленты, а среди них и неуказанный в титрах Дэвид Уорк Гриффит, приберегли сейсмическую катастрофу на финал. Таким образом, внезапные подземные толчки станут неприятным сюрпризом и для героев ленты, и для усыпленных оперными ариями зрителей.  

Следите за нашими новостями в Telegram
Рубрика:
Кинофичер

Комментарии (0)

Авторизуйтесь

чтобы оставить комментарий.

Ваш город
Санкт-Петербург?
Выберите проект: