18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Кто курирует современное искусство в Петербурге?

Поделиться:

Выпускницы факультета свободных искусств и наук СПбГУ Наталья Карасева, Наталья Шапкина, Анастасия Котылева, Анастасия Пацей и Анастасия Скворцова продвигают андеграундное искусство среди молодежи на независимых площадках города и делают большие проекты во «взрослых» музеях. За всех отчиталась Елизавета Матвеева.

Наталья Шапкина, Анастасия Скворцова, Елизавета Матвеева, Анастасия Котылева, Наталья Карасева, Анастасия Пацей

Сегодня большие музеи показывают художников из мирового истеблишмента. Именно эти художники, статусные и известные, создают арт-тренды и сами же их эксплуатируют. Порой ставят свое творчество на поток, поэтому галереи с легкостью продают их работы покупателям с наметанным глазом. Зато независимого молодого искусства в наших музеях практически нет. Даже в основной программе прошедшей в Петербурге Manifesta-10 не была представлена локальная арт-сцена, кроме умерших деятелей. Мы, выпускницы Смольного — факультета свободных искусств и наук СПбГУ, намерены продвигать андеграундное искусство из Петербурга, регионов России и Западной Европы.

Мы ищем новые инструменты работы и продвижения современного искусства, чтобы показывать его не только профессиональной, но и широкой публике. «Фейсбук» — наша новая сила. Все важные комментарии и обсуждения, которые впоследствии перерастают в реальные проекты и публикации в официальных СМИ, происходят именно в этой соцсети. На этой платформе можно заявить о себе. Так, еще во время моей учебы в магистратуре произошел скандал: в России был принят закон о запрете гей-пропаганды, и западное арт-сообщество решило бойкотировать Manifesta в Петербурге. Тогда англоязычная пресса пестрила заголовками на эту тему, а российская покорно молчала. Тогда мы с подругами сделали петицию в поддержку биеннале — с посылом, что она нужна нашему городу именно сейчас. Художник Петр Белый, идеолог галереи «Люда», увидел мой призыв начать дискуссию. И через несколько месяцев пригласил меня помочь с его большим проектом «Сигнал», за который мы в итоге получили «Инновацию». С тех пор вместе с Петром я курирую деятельность галереи «Люда» и веду сторонние проекты.

Проект «Снежная королева» Андрея Бартенева, критикующий общество потребления, на выставке «ОбличьЯ. Больше, чем реальность» в Шереметевском дворце. 2016 год. Куратор — Елизавета Матвеева

Работа Александры Зубрицкой про отсутствие уверенности художника в завтрашнем дне на групповой выставке «Сигнал». 2014 год. Куратор — Елизавета Матвеева

Шпалера Евгении Мачневой из серии «Тираж 1/1» на выставке «Нерентабельность» в галерее Art re.Flex под кураторством Натальи Карасевой. 2016 год

Работа Александра Дашевского «Бассейн» на групповой выставке современного искусства для детей «Только никому не говори!» в творческом пространстве «0+» под кураторством Анастасии Котылевой и Натальи Шапкиной. 2016 год

Анастасия Пацей проводит кураторскую экскурсию по выставке Ивана Оласюка «Закладки» в Музее нонконформистского искусства.

Выставка Жанны Нагорянской в лофт-проекте «Этажи», которую сделала Анастасия Скворцова в 2015 году.

Мы с девочками-кураторами разворачиваем свою деятельность в небольших независимых пространствах и постепенно выходим на крупные площадки. Настя Скворцова занимается внешними проектами студии «Непокоренные», а к ее десятилетнему юбилею готовит экспозицию в Московском музее современного искусства. Еще вместе мы работаем в рамках международного паблик-арт-фестиваля «Арт Проспект». Настя всячески промоутирует молодых художников и, в отличие от остальных девочек, кочует с площадки на площадку — она делала экспозиции даже в помещении бывшего хостела в «Этажах». Наташа Карасева курировала несколько выставок в Art re.Flex Gallery, маленьких студиях «Совместное существование» и «Непокоренные», а сейчас заведует образовательными программами в школе Masters. Наташа Шапкина и Настя Котылева занимаются творческим пространством «0+» для детей. Настя Пацей работает в Музее нонконформизма в арт-центре «Пушкинская, 10». Она деликатно раскачивает старожилов: организует выставки, занимается резиденцией и школой для художников.

Нам не приходится рассчитывать на стороннюю помощь. Наши большие институции почти не поддерживают молодых художников, образование у нас довольно консервативное, коммерческих галерей мало, и у них свой узкий фокус. На огромную страну существуют лишь программа московского «Гаража», конкурс Anna Nova Gallery для молодых художников и открытый паблик-арт-конкурс фонда V-A-C, куда можно подать заявку и получить деньги на проект. У нас исчезла традиция меценатства — разве что в Москве крупные предприниматели могут проспонсировать вернисаж или маленькую галерею. А обращаться к государству не очень хочется. Неудивительно, что художникам-новичкам приходится вкалывать на других работах, а искусство позиционировать только как хобби. При этом несмотря на сложности, интерес молодежи к искусству постоянно возрастает. Я вижу это на примере «Люды», которая находится рядом с Театральной академией и Мухинским училищем, — к нам постоянно приходят студенты. И новые, на первый взгляд сложные и непонятные формы притягивают больше всего внимания.

Фото: Антон Рудзат

Стиль: Елена Яковель

Визаж и прически: Ольга Васильева, Евгения Сомова, Полина Полякова

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Апрель
Люди:
Наталья Карасева
Ваш город
Санкт-Петербург?
Выберите проект: