Комментировать 0 Поделиться
  • Илья Соболев: «Политическая сатира в России давно умерла, и я ее возрождаю»

    Комик стал главным по социальному юмору в русском YouTube и проехал со стендап-туром по городам России, Европы и Израиля.

  • соболев
    Company name
    Telegram
    • Слово издателя
    • Портреты. Илья Попов
    • Портреты. Флорида Чантурия
    • Портреты. Анна Пармас
    • Портреты. Николай Солодовников
    • Аперитив. Кино
    • Аперитив. Мода
    • Герой. Зульфия Терегулова
    • Обложка. Вячеслав Куликов
    • Главное. Феномен
    • Фрол Буримский. Ньюсмейкеры года
    • Алина Болотина. Ньюсмейкеры года
    • Алексей Кавокин. Ньюсмейкеры года
    • Катя Иванчикова /iowa/. Ньюсмейкеры года
    • Litle big. Ньюсмейкеры года
    • Оксана Акиньшина. Ньюсмейкеры года
    • Илья Соболев. Ньюсмейкеры года
    • Кирилл Нагиев. Ньюсмейкеры года
    • Ян цапник. Ньюсмейкеры года
    • София Эрнст. Ньюсмейкеры года
    • Команда «Подписных изданий». Ньсмейкеры года
    • Драгоценности. Новости
    • Часы. Новости
    • Образ жизни. Студия света L-design
    • Образ жизни. 10 причин жить в L-town
    Telegram
    Июнь 2020
    Комик стал главным по социальной сатире на русском YouTube: его ролики с пародиями на Артемия Лебедева и Евгения Миронова набирают сотни тысяч просмотров. Илья участвовал всех проектах ТНТ от «Убойной лиги» до Comedy Club и проехал со стендап-туром по 50 городам России.
    Текст: Игорь Топорков, Фото: Данил Ярощук
    илья соболев
    Илья, ограничения, связанные с пандемией, привели к тому, что ты вплотную занялся YouTube и стал выпускать ролики с пародиями на совещания президента, на чиновников. Раньше ты социалки не касался. Что случилось?
    Я человек сцены, но сцена пока закончилась, и неизвестно, когда начнется. Естественно, я стал делать комедию онлайн. Социальный и политический юмор — это не призывы, не агитация, это наблюдение за миром — и увы, самые яркие события сейчас связаны с политикой. Это даже не юмор, а сатира, которая в России давно умерла, и я ее возрождаю. Беру не замученные пародиями образы, вроде Евгения Миронова, выделяю самые характерные их черты и воплощаю на видео.
    Это амбиция стать главным сатириком страны?
    Конечно! Но тут надо понимать, сатира — это не просто едкие высказывания о политике. Это попытка найти вечное в актуальном. Кому-то удается его найти, кому-то — нет. Например, знаменитый американский стендапер Джордж Карлин шутил о президентах, партиях, налогах, законах, бытовых ситуациях. Вроде бы все мимолетное. Но он умер 12 лет назад, а его до сих пор цитируют. Понятно, что среди объектов шуток можно нажить себе врагов, но здесь не угадаешь. На одном из концертов я пошутил про Виктора Цоя, даже не помню, что именно сказал, — но мне стали поступать угрозы за то, что я покусился на святое.
    Ты проехал со стендап-туром по пятидесяти городам России. Это же психологический ад, а надо оставаться смешным. Как?
    Тут сложность в чем — каким бы ты опытным комиком ни был, ты периодически слышишь в ответ на свои шутки тишину из зала. Конечно, это печалит. А при большом количестве концертов накладывается усталость — и воспринимаешь это еще острее. Но тут многое зависит от настроения. Когда я на кураже, отношусь к таким ситуациям легко.
    Ты как комик легко справляешься с ситуациями, в которых другие бы сгорели от стыда?
    Приходится. Например, ко мне на новогоднее шоу, которое транслировалось во «ВКонтакте», пришла активистка и феминистка Дарья Серенко. Шоу-то было юмористическое, а она стала всерьез говорить о правах женщин. В общем, перепутала меня с другим Соболевым, Николаем (YouTube-блогер, автор шоу, в котором он высказывает мнение об актуальных новостях. — Прим. ред.). Ситуация была странная, но обстановку удалось разрядить шутками и никто не ушел обиженным. Хотя руку мне она на прощание не пожала. (Смеется.)
    Ты общаешься со зрителями в зале напрямую?
    Да, причем обычно с мужчинами. Над ними проще смеяться — если обижаются, виноваты сами. А обидеть женщину жалко. Даже в комедию обычно идут женщины со специфическим отношением к жизни. Это не описать, они просто немного странные, как и все артисты. Сексизма тут нет и быть не может — я отец двух дочерей. И терпеть не могу шутки про то, что девушки, например, плохо водят машину. Это тухло.
    У российских стендаперов есть одна общая черта — они критикуют российский стендап. Ты тоже относишься к нему со скепсисом?
    Зачем его критиковать? Он еще очень юный, за ним надо просто наблюдать. Это уникальный опыт: стендап долго казался чисто американским жанром, а теперь постепенно ложится на российскую реальность, пока вроде неплохо. Давайте наберемся терпения.
    Когда-то таким же новым, а в итоге очень успешным, был Comedy Club, но теперь его называют чуть не вторым «Аншлагом». Ты, как его резидент, согласен?
    Не совсем. В 2005 году резиденты «Камеди» были первыми, кто осмелился шутить жестко. Это принесло успех и могущество, в том числе финансовое. Таких возможностей, как у Comedy Club Production, сейчас нет на телевидении вообще ни у кого! Но «Камеди» перестал расти. Меняются декорации, но не меняется суть. К тому же раньше это была единственная для комиков возможность прославиться, а сейчас есть YouTube. У меня нет волшебной пилюли, чтобы освежить «Камеди». Точно знаю, что убрал бы миниатюры — это совсем прошлый век.
    Ты ведешь еще одно шоу, адаптированное под Россию по западным лекалам, — «Прожарку». На нем комики максимально жестко шутят над звездными гостями, привыкшими к комплиментарному общению. Были обиды?
    Это парадокс, но нет! Обижались как раз за то, что мы были слишком милы. Это вопрос менталитета. Мы вроде делаем такое бескомпромиссное, хулиганское шоу, но все равно относимся к гостям осторожно, с опаской, даже бережем иногда. А делать этого не нужно — вся соль проекта пропадает. В пилотном выпуске у нас была Ольга Бузова. Припомнили ей и «Дом‑2», и ее личные драмы — смеялась громче всех!
    Ты начал играть в КВН во время учебы в Красноярском институте цветных металлов, потом поступил на актерский факультет СПбГАТИ, служил в театре «Лицедеи». Что тебе как юмористу дал академический театральный опыт?
    «Лицедеи» сбили мою спесь. Я на тот момент уже участвовал в «Убойной лиге». Вроде знаменитый, вроде узнают на улице. А в театре стало ясно, что я не умею ни-че-го. Дикция, пластика, координация — все мимо. В театральном этому учат, но реальной сценической практики-то у меня не было. В общем, стал относиться к себе критичнее. Но это было недолго. (Смеется.)
    Насколько ты вообще восприимчив к чужому юмору и как понимаешь, что твоя шутка хороша?
    Честно? Чужой юмор у меня давно не вызывает смеха. Просто понимаю технически, что здесь комик сделал удачно, а здесь — нет. А свой юмор — только через прогон материала через зрителей. Несколько раз пошутил, посмеялись, значит, все хорошо.
Перейти на главную
Вернуться к началу
Поделиться