• Город
  • Общество
Общество

Краткий гид по феминизму от бодипозитива до квир: все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Активистки фем-движения и дизайнеры фем-бренда Narvskayadostava Оля Шаповалова и Леля Нордик составили для нас ликбез по истории феминизма — самой горячей теме сезона и, надеемся, не одного. Что посмотреть, почитать и кого послушать. 

Бодипозитив, diversity, трансгендеры, олдушки, люди с ограниченными возможностями на подиуме — теперь «красиво», главное слово в мире моды, стало намного более сложным и комплексным понятием. Главное, что произошло с модой, — это смещение фокуса с объекта на субъект, то есть с вещей на самого человека. Принимаю ли я себя таким, какой я есть, насколько я ценен сам для себя, как я могу выразить свою индивидуальность с помощью одежды? Пружина, которая делала из женщины то цветок, то нимфу, то единорога, со свистом разжалась. Женщина захотела стать сама собой и, наконец, обрела силу и голос.

Работа Джуди Чикаго

Работа Джуди Чикаго

Работа Джуди Чикаго

Линда Нохлин

Искусство

Джуди Чикаго

Американскую художницу, фею-крестную и автора термина «феминистское искусство», однажды спросили, почему она не участвовала в выставке «Калифорния. Женщины в искусстве», на что она ответила: «Я не буду выставляться в группе, где в названии используют слова „женщины“, „евреи“ или „Калифорния“. Когда-нибудь мы все перерастем такие ярлыки». Она основала первую феминистскую художественную программу в США в 1960-х, после того как ее университетский профессор на курсе по искусству не смог внятно ответить, когда же он расскажет про выдающихся художниц. В 1974 году Чикаго создала самую известную феминистскую работу «Званый ужин», посвященную незаслуженно забытым великим женщинам в истории. В нынешнем феврале Джуди снялась для обложки The New York Times Style Magazine. Фотограф Кольер Шорр сделала оммаж ее работе 1970 года, ведь женщина на ринге — это снова очень символично.

Линда Нохлин

В 1971 году искусствоведка Линда Нохлин опубликовала программное эссе «Почему нет великих художников-женщин?», где исследовала социальные и экономические факторы, которые помешали талантливым женщинам достичь того же статуса, что и их коллеги-мужчины. Соглашаясь, что великих художников ранга Микеланджело среди женщин нет, она утверждала, что причины кроются в системе общественных институтов, включая образование, где доминируют мужчины и принижается значение женщины. Веками мужчины пользовались преимуществами: возможностью рисовать обнаженную натуру, возможностью получать лучшее образование. Благодаря Нохлин изменилась методология изучения классического искусства, до этого объяснявшая отсутствие громких имен природной неполноценностью женщин.

«Феминистский карандаш»

Листовки Guerrilla girls

Листовки Guerrilla girls

Листовки Guerrilla girls

Листовки Guerrilla girls

Guerrilla girls

Анонимное объединение художниц-партизанок Guerrilla Girls образовалось в 1985 году в Нью-Йорке. Скрываясь под масками горилл и псевдонимами — именами известных художниц прошлого, они поднимали вопросы гендерной и расовой дискриминации в мире искусства. «У нас должен был быть новый образ и новый язык, чтобы привлекать молодое поколение женщин», — вспоминает одна из основательниц «Любовь Попова». Они устроили настоящую войну с патриархальной системой, взяв за основу приемы из активизма: диверсионные плакаты, листовки и стикеры, заполонившие улицы Нью-Йорка и наглядно демонстрировавшие статистику полового неравенства на американской арт-сцене. Именно Guerrilla Girls начали бороться за права женщин в Голливуде, призывая освободить режиссерок от мужского гнета и сделать анатомически правильную статуэтку «Оскара», под стать комплекции и цвету кожи большинства лауреатов премии.

«Феминистский карандаш»

Сепаратистское движение и арт-содружество «Феминистский карандаш» Надежды Плунгян и Виктории Ломаско объединило следующее за всемирно известными Pussy Riot поколение российских художниц-феминисток. Они выставляют работы на стыке искусства и активизма, где поднимаются остросоциальные темы: гендерное насилие и неравенство, расизм и политическая цензура. Участницы используют различные способы распространения своих идей: зарисовки, социальную графику, стрит-арт, стикеры, самиздат, интернет- и гражданский активизм.

Наталья Водянова опубликовала резонансный пост в инстаграме: под селфи с прокладкой в руках она предложила поговорить о менструации во флешмобе #PadManChallenge, чтобы эта естественная тема могла свободно обсуждаться в любой стране мира.

Футболка петербургского бренда Narvskayadostava

Мода

Бодипозитив

В 1996 году, сидя на диване в гостиной, две юные подружки Конни Собчак и Элизабет Скотт придумали кампанию Body Positive Movement. Они задумали побудить людей принимать тело таким, какое оно есть, независимо от существующих социальных стереотипов и принятых в обществе оценок. В начале нулевых феминистская кампания оформилась в большое общественное движение Body Positive под лозунгом «Мое тело — мое дело». Это ответ массовой культуре: в рекламе рассказывают о том, как стать красивым, а по телевидению показывают женщин и мужчин, отвечающих традиционным стандартам приятной внешности. «Болезнь красоты» фрустрирует и заставляет изображать из себя кого-то другого. Бодипозитив призван вытеснить коммерциализованную красоту: журналы отказываются от фотошопа, агентства не работают с чересчур худыми моделями. В Петербурге Юлия Лаврова (@uliyalavrova) открыла магазин одежды больших размеров и школу манекенщиц «плюс size», где учат любить свое тело. Идеи бодипозитива в городе продвигает и Ольга Абрамова (@olya.cass), владелица онлайн-секонд-хенда «На балконе» и автор влога Olya Cass на ютьюбе, где помимо роликов вроде «23 факта о моем теле» она делится честными мейкап-уроками. «В Интернете я практически каждый день сталкиваюсь с фэтшеймингом, сексизмом, с попытками ущемить мои права и мою личностную свободу».

Арвида Бистрем

Шведская феминистская художница, модель и инстаграм-блогер Арвида Бистрем «выстрелила» после публикации в журнале Vice ее серии женских портретов There Will Be Blood про обыденность и банальность менструации. В прошлом году Бистрем появилась в рекламной кампании Adidas, позируя в платье-корсете и с небритыми ногами. Это вызвало шквал жесткой критики в Интернете, вплоть до угроз изнасилования модели, но заставило снова заговорить о проблеме восприятия обществом женского тела и стереотипности вопроса о волосах на теле. Со своего аккаунта в инстаграме художница, обнажая свои изъяны перед камерой телефона, призывает полюбить себя и свое тело.

Мария Грация Кьюри

Креативная дизайнерша Dior Мария Грация Кьюри с подиума ведет дискуссии о феминизме: «Вещи Dior должны придавать женщине сил. Одних цветочков для этого недостаточно». В своей первой коллекции для модного дома Кьюри напечатала на белой футболке название эссе «Мы все должны быть феминистками» нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи, а в коллекции весна-лето 2018 сделала трибьют двум другим великим женщинам: художнице и клиентке Dior Ники де Сен-Фалль и писательнице Линде Нохлин, чей заголовок «Почему не было великих художниц?» кричит с тельняшек.

Манижа

Ким Гордон

Феминистка и писательница Чимаманда Нгози Адичи на обложке прошлогоднего The New York Times Style Magazine 

Princess Nokia

Музыка и кино

Лина Данэм

Режиссерка, сценаристка и актриса сняла сериал «Девочки» — современную альтернативу «Сексу в большом городе». Главные героини — двадцатилетние девушки, пытающиеся найти себя в жизни и справиться с трудностями, начиная с плохого секса, впервые столь реалистично, без романтизации и объективации показанного на телевидении, и заканчивая проблемами с самоопределением. Она не только флагман бодипозитива, но и та, кто поднимает темы, ранее табуированные в глянце: в мартовском номерe американского Vogue Данэм рассказывает о своей борьбе с эндометриозом и последовавшей операции, сделавшей ее бесплодной.

Riot grrrl

Идеологическое движение появилось в начале 1990-х в Вашингтоне на волне женских протестов на панк- и хардкор-сцене. Девушки из рок-тусовки больше не хотели быть «вешалками для курток» своих бойфрендов, которые либо играли на сцене, либо слэмились в первых рядах. «All girls to the front!» («Все девушки — вперед!») — кричала в микрофон Кэтлин Ханна во время выступ­ления своей группы Bikini Kill. Локальная ярость превратилась в музыкальный жанр и движение Riot Grrrl, охватившее весь мир: девушки стали активнее проявлять себя в субкультурах, создавать собственные группы, зины, мерч и фестивали.

Манижа

Певица запустила в своем инстаграме @manizha​ тег #травмакрасоты, под которым делится своим опытом по принятию себя: «Я хочу быть собой. Я не боюсь говорить о страхах, о своей неровной коже, о своих полных руках и плечах, о своем мягком животике и круглых бедрах, к которым так сложно найти удобные джинсы».

Princess Nokia

Певица читает феминистский рэп, несмотря на всю маскулинность жанра, и заявляет о том, что борется за права женщин с помощью своих текстов.

Симона де Бовуар

3 программных произведения феминизма

«Второй пол»

Француженка второй волны феминизма Симона де Бовуар в книге «Второй пол» рассказывает об обращении с женщинами на протяжении человеческой истории. Анализируя тысячи причин, которые приписывают превосходство «не тому полу, который рожает, а тому, который убивает», де Бовуар побуждает женщину не позволять запирать себя в роли самки, а жить как сознательная личность. Примечательно, что книга была раскритикована из-за «бессознательного женоненавистничества» авторки, часто незаслуженно упоминаемой лишь в связи с мужем, философом Жан-Полем Сартром.

«Гендерное беспокойство»

Квир-теоретичка и политическая философиня Джудит Батлер опубликовала в 1990 году книгу, в которой, отталкиваясь от фразы де Бовуар «женщинами не рождаются», она разделила понятия «пол» и «гендер». И гендер — это не данность от рождения, а результат того, что мы делаем со своей жизнью и со своим «я», постепенно приобретаемый аспект идентичности, потому что человеческое тело не является устойчивым фактором.

«Миф о красоте: как образы красоты используются против женщин»

Культовая книга американской феминистки третьей волны Наоми Вульф исследует формирование рамок «красоты» в современном патриархальном обществе. Опубликованное в 1991 году произведение заставило пересмотреть восприятие тела и стало толчком к появлению суперактуального движения «бодипозитив». Вульф рассматривает стереотипные, нормативные представления о женской красоте как инструмент ограничения, угнетения и экономического контроля женщин ради поддержания мужских властных институтов и корпораций. Например, она сообщает, что термин «целлюлит» появился лишь в 1973 году в публикации Vogue, после чего бьюти-индустрия стала стремительно обогащаться из-за стремления избавиться от «неидеальной» кожи, хотя это всего-навсего состояние подкожного слоя.

Белла Рапопорт – петербургская феминистка, журналистка и антропологиня (смотри пункт «Феминитивы» в разделе «Ключевые понятия») стояла у истоков фем-активизма в Рунете. Со страниц своих соцсетей и федеральных СМИ она одной из первых обратила внимание на сексизм в российском обществе в целом и в медиа в частности. Самым резонансным стал «Телочкогейт»: Рапопорт обвинила издание «Медуза» в использовании слова «телочка» по отношению к женщинам, причем в материале «Как не быть сексистом в России». Эта колонка на сайте colta.ru собрала более трехсот тысяч просмотров, и данный случай стал одним из первых прецедентов, когда крупное издательство публично извинилось за сексистскую публикацию и начало пересматривать свои этические позиции. Для совместного с брендом Narvskayadostava проекта, где девушки рассказывают о себе и о своем пути к феминизму, она снялась в белье марки и поведала о том, как открыла для себя бодипозитив.

Опра Уинфри появилась на свежих мартовских обложках модных изданий после речи "Ваше время истекло"

Ключевые понятия

Согласие

История с озвученными случаями сексуального насилия в индустрии кино привела к появлению понятия сonsent — «согласие», — транслирующего то, что необходимо слышать слово «нет» и научиться чувствовать отказ или сомнение, даже когда они не выражены прямо.

Квир

Квир-культура нацелена покончить с бинарным миром, где есть деление только на мужское и женское, и заявляет о разнообразии гендерных идентичностей. Феминистский дискурс затрагивает даже тему личной гигиены и физиологии: например, тема менструации становится все менее табуированной, рекламщики решают положить конец «голубой жидкости» в роликах о прокладках и заменить ее соответствующей реальности красной.

#metoo, #янебоюсьсказать, #timesup

Флешмобы с хештегами — относительно новый, но крайне эффективный способ заставить общество перестать замалчивать проблемы женщин, в частности проблему насилия. Используя их, тысячи женщин поделились личными историями насилия в соцсетях, спровоцировавшими появление целого движения. На «Золотой глобус» в этом году все актрисы пришли в черном — в знак солидарности с пострадавшими от сексуальных домогательств коллегами. Опра Уинфри заявила со сцены: «Time’s up!» («Ваше время истекло») — о том, что женщины больше не собираются терпеть насилие, пренебрежение и меньшие, чем у мужчин-актеров, гонорары.

Харрасмент

Кейс Харви Вайнштейна заставил многих выучить слово «харрасмент», означающее домогательства, причиняющие неудобство или вред, а также поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни и личного пространства человека, а также задуматься о необходимости появления новой этики отношений.

Феминитивы

Появление феминитивов связано с антидискриминационным движением. Суть гендерного равенства в том, что женский пол не слабый и не равный мужскому. Он просто другой. Этот факт стал отражаться в языке. Чтобы подчеркнуть ценность принадлежности к своему полу, некоторые профессии, ранее употреб­лявшиеся только в мужском роде, приобрели окончания -ка: режиссерка, искусствоведка, директорка. Проблема связана с тем, что суффикс считывается как пренебрежительный, хотя не является диминутивом. И резать слух он перестанет, только войдя в широкое употребление.

Российский активизм

#янебоюсьсказать — во флешмобе под этим хештегом можно поделиться историей о пережитом насилии. «Феминистки поясняют» — образовательный ютьюб-канал о проблемах женщин. «Ребра Евы» — образовательный и художественный проект, нацеленный на борьбу с замалчиванием проблем гендерного насилия. «ФемИнфотека» — петербургская библиотека с книгами и самиздатом по феминистской и квир-теориям, гендерным исследованиям и ЛГБТ. «Ф-письмо» — городской независимый исследовательский и практический семинар, посвященный изучению гендерной литературной и эстетической теории и феминистской философии. Nasiliu.net — сайт по борьбе с насилием над женщинами.

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Март 2018
Люди:
Белла Рапопорт, Леля Нордик

Комментарии (1)

Авторизуйтесь

чтобы оставить комментарий.

  • Chiffa 13 марта, 2018
    Почему нельзя сказать "пример"? Это так обязательно говорить "кейс"?
Ваш город
Санкт-Петербург?
Выберите проект: