18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Альберт Нестеров

Главный художник Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, заслуженный деятель искусств республики получил главную театральную премию страны «Золотая маска» за костюмы к спектаклю «Черноликие».

Вы с детства хотели работать в театре?
Недавно я вспоминал, что был задействован в школьном театральном кружке. На сцену выходить не приходилось, но мне нравилось наблюдать за одноклассниками из-за кулис, подсказывать, поправлять или помогать оформлять сцену. Собственно, сейчас я этим и занимаюсь. После школы хотел поступать в мореходное училище. Но мама убедила меня: «Ты восемь лет учился в художественной школе. Тебе нравилось там, и учился ты хорошо.  Продолжай в этом же направлении». Я согласился с ней.

При этом вы окончили режиссерский факультет Уфимской академии искусств.
Да, просто увидел объявление о наборе на экспериментальный курс, на котором обучались режиссеры, актеры и художники. Несмотря на то, что образование давали комплексное, по окончании нам выдали дипломы режиссеров.

Помните свою первую работу?
Если говорить о самой первой, то это дипломный спектакль «Скупой» Мольера. Помню, за пять дней до премьеры я понял, что ничего не готово: не купили необходимые предметы, художник заболел, помощник просто не пришел. У меня был настоящий шок. И вдруг на следующий день, как по волшебству, все стало появляться. Вообще в подготовке спектакля самое интересное – придумывать, однако это только десять процентов работы. У тебя появилась идея, ты сделал эскизы и макет, но потом все это еще нужно воплотить в жизнь.

Есть ли у вас особенный стиль и как его можно охарактеризовать?
Я не привык анализировать свой стиль, поэтому думал, что его нет. Однако в последнее время некоторые мне стали говорить: «Видно, что Нестеров сделал!». Честно говоря, мне даже обидно немного. Ведь я стараюсь к каждому спектаклю подходить по-новому. Повторяться неинтересно не только мне, но и цехам. Хотя есть художники, которые нашли свою фишку, и всю жизнь ее используют.

Как вы решаете, каким будет костюм героя?
Костюм создает особенное представление о герое, поэтому с его помощью мы можем передавать послания зрителю, объяснять какие-то моменты или обманывать его, создавая ложное впечатление и удивляя тем самым. В современном спектакле порой очень сложно точно определить жанр. В таких случаях мне интересно проводить аналогию с алкогольными напитками: спектакль может быть таким же легким и игристым, как шампанское, или глубоким и насыщенным, как коньяк. Самое главное, чтобы не получилась бурда.  Но если спектакль ни о чем, то приходится «раскрашивать».

Как это происходит?
Представьте, к вам едут гости, а поставить на стол нечего. Нужно создать ощущение насыщенности. Вы ставите цветы, раскладываете салфетки, достаете красивые вазочки – в итоге ничего нет, но картинка классная. Так и со спектаклем. Главное – понимать, сколько добавлять того или иного ингредиента.

Модные тенденции играют роль?
Определенно. В этом году в большинстве спектаклей, номинированных на премию в категории «Лучшая работа художника по костюмам», были стильные современные смокинги, фраки, пиджаки. Все сшито модно, со вкусом. Наш спектакль «Черноликие» сильно отличался в этом списке. Может быть, это помогло нам получить «Золотую маску».

А какими были костюмы в спектакле «Черноликие»?
Они собраны из лоскутов. Раньше отрезы ткани считались хорошим подарком для женщины и девушки. Причем цвет материала символизировал определенное послание. Например, красный – любовь, а зеленый  – жизнь, здоровье. В нашем случае платья из кусочков ткани тоже имеют особый смысл – это то, из чего создан человек: Богом, родителями, природой. Именно эти частицы делают нас полноценными людьми и личностями. Кстати, мы изучали башкирский фольклор, раньше действительно на больного человека надевали платье из лоскутков, чтобы отогнать злых духов.

Как сделать спектакль успешным?
Очень важную роль в любой творческой работе играет любовь к своему делу. Без нее в том же театре просто нечего делать. Я верю, что в любой вещи есть энергетика того человека, который ее создал. Поэтому успех спектакля зависит от отношения каждого задействованного лица. Можно придумать что угодно, использовать суперсовременные технологии в постановке, создать шикарные костюмы, потратить много времени и денег и ничего не добиться. Но если актер вкладывает душу в роль, работник сцены делает свою работу с удовольствием, а портной с заботой и теплотой шьет платье, то и зритель это почувствует. Он примет нашу энергию и проникнется ею.

Альберт Нестеров восемь лет учился в детской школе искусств в Черниковке. В Уфимской академии искусств попал в мастерскую профессора Рифката Исрафилова. Карьеру начинал в Салаватском драматическом театре в 2001 году. Главным художником Башкирского театра драмы стал в 2012 году. Свободное время предпочитает проводить на рыбалке. Самый большой улов – лещ весом больше трех килограммов.

 

Текст: Эвелина Габдрахманова
Фото: Дмитрий Айчуваков

Материал из номера:
Июнь 2016

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: