Александр Алексеев

Хоровой дирижер и специалист по развитию академического искусства Башкирской государственной филармонии открывает новый сезон интерактивной игрой для меломанов «Твоя филармония».

Каким будет следующий концертный сезон в филармонии?
Во-первых, он ознаменован тем, что мы возродили абонементную систему. В большей части это касается концертов Малого зала, органной музыки, камерной, хоровой и так далее. При этом, в одном из абонентов есть возможность выбрать любые концерты и купить билеты на них со скидкой двадцать процентов. Мы тщательно подошли также и к разработке бланков абонементов, дав им общее название «Объединяя искусства»: в каждом из них встречаются музыка в виде концертов, заложенных в абонемент, литература в виде эпиграфа и изобразительное искусство в виде картин, индивидуально подобранных и предоставленных Художественным музеем имени Михаила Нестерова. Второе нововведение касается представлений: мы решили поработать в театральном жанре – в репертуаре появятся музыкальные спектакли. И, конечно, не обойдется без традиционных концертов. Так, в октябре органист Владимир Хомяков исполнит программу, составленную из произведений испанского классика Мануэля Де Фальи, а Андрей Коробейников сыграет произведения Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева, посвященные Великой Отечественной войне, на концерте фортепианной музыки в ноябре.

Когда состоится официальное открытие нового сезона?
Официальное открытие Малого зала произойдет 1 октября большим концертом в честь юбилея последнего классика русской музыки Георгия Свиридова, а Большой зал начнет сезон 15 октября. Хотя в целом концерты в филармонии будут идти уже со 2 сентября.

12 сентября в стенах филармонии пройдет необычное событие – квест-шоу. Расскажите о нем подробнее.
Это будет День открытых дверей, но не совсем обычный. Зритель сможет узнать, каким образом делается концерт, как работают наши цеха, как устроен орган, увидеть все закулисье филармонии. Но это будет не просто экскурсия, а самая настоящая интерактивная лаборатория – каждый сможет побыть артистом, костюмером, гримером, слушателем. К сожалению, в последнее время филармония оказалась немного забыта, особенно молодой публикой, а мы этим экспериментом хотим показать, что филармония – целый мультикультурный комплекс, который может дать своему зрителю все. Само название, несущее в себе греческое «любовь к гармонии», говорит о том, что филармония способна дать гармоничное развитие самым разным видам искусства.

Как вы считаете, молодежь способна заинтересоваться классической музыкой?
Две Ночи музеев показали, что да. На перформансах, проведенных совместно с Центром современного искусства «Облака», перед сценой собиралось по несколько сотен зрителей. И не только когда наши вокалисты исполняли эстрадные хиты вроде песен Уитни Хьюстон, но и академическую музыку. Расстраивает только то, что когда после выступления хоровой капеллы мы попросили поднять руки тех, кто уже слышал этот коллектив, их оказывается всего двое или трое. Нас просто не знают. Но когда слышат – равнодушных не остается.

В этом году в филармонии появилось еще одно нововведение – начала свою работу капелла мальчиков.
Такая практика есть во многих городах. И это в том числе помогает воспитывать своего слушателя с юных лет. Сегодня в составе детской хоровой капеллы пятнадцать человек, это мальчишки в возрасте от восьми до двенадцати лет. Как в сказке, «в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря», так и наши ребята – все как один егозы, заниматься порой бывает просто невозможно, потому что два часа сидеть на месте им просто никак. Первое выступление хора прошло на юбилее капеллы в апреле, причем дирижировал тоже один из мальчиков – девятилетний Семен.

А с чего началось ваше увлечение музыкой?
Мне было шесть лет, когда я выпросил у родителей пианино – меня с самого раннего детства тянуло к музыке. Помню, как в школе на меня произвело впечатление произведение Валерия Гаврилина «Перезвоны», я тогда подумал: «Это только хор? Он так может петь?». Поэтому, когда после девятого класса школы родители настояли, чтобы я шел получать хоть какую-то профессию, я выбрал педагогический колледж. Выбор был таков: или идешь, куда хочешь сам, или пойдешь учиться на сантехника. Поэтому первое образование у меня – учитель музыки, ну а после колледжа я уже осознанно поступил учиться на хоровое дирижирование в Академию искусств. И, конечно, мне повезло с педагогами: и в школе, и в колледже, и в академии.

Почему именно хоровое дирижирование?
Голос – это не просто звук, в него вкладывается частичка души, эмоция, которая остается с тобой надолго. И это удивительно, что с помощью легкого жеста руки коллектив, состоящий из сорока-пятидесяти человек, считывает твое эмоциональное состояние и, самое главное, передает его. Эта энергия производит потрясающее впечатление.

Сегодня вы много времени уделяете организаторской работе.
Восемь лет назад я пришел в филармонию на должность хормейстера хоровой капеллы, отработал один сезон, но потом ушел преподавать в Академию искусств. А в прошлом году меня снова пригласили сюда, на этот раз предложив должности второго дирижера капеллы и специалиста по развитию академического искусства. Боялся я, конечно, все-таки моя специальность – это работать с голосами, а не заниматься продвижением музыкальной культуры. Но так получилось, что всего через неделю после начала работы мне пришлось ехать на заседание Союза концертных организаций России, и, посидев и послушав там других специалистов, я понял, что, наверное, справлюсь. Набросал список идей в блокнот и теперь постепенно занимаюсь их реализацией. Впереди еще много интересного.

Александр Алексеев с отличием окончил музыкально-педагогическое отделение Уфимского педагогического колледжа №2 и УГАИ имени Загира Исмагилова. В юности хотел стать актером и много лет занимался в театральной студии во Дворце пионеров. Лауреат IV Всероссийского конкурса дирижеров академических хоров. Мечтает продирижировать гимном России с тысячным хором и оркестром.


Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также