18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

До Уфы добрался иммерсивный театр. Зачем идти на такое шоу?

30 и 31 марта в «Арт-Квадрате» состоится премьера иммерсивного спектакля «Соучастие» от первой уфимской профессиональной частной труппы «The Театр». Рассказываем, чем интересно это событие.

Вы можете погрузиться в мир книги, балетной постановки, фильма, но ваша свобода в нем всегда будет ограничиваться фантазией автора. Иммерсивные шоу стирают эти границы и делают зрителей участниками действия. Они дают выбирать продолжение, словно в компьютерной игре, и при этом разворачиваются не на экране, а перед вашими глазами. Объемность изображения, звука, эффект присутствия – никакая другая форма не способна дать их в совокупности, поэтому спектакли-променады представляют собой перспективную ветвь художественной эволюции.


Все театры, которые ориентируются на молодую и прогрессивную публику, открывают иммерсивные направления.

Началом развития иммерсивных шоу считается 2003 год, когда в Лондоне впервые поставили Sleep No More – смесь шекспировского «Макбета», нуара и Альфреда Хичкока. В 2007 году в столице Великобритании основали Secret Cinema. Его создатели отправляют зрителей в культовые фильмы: «Бегущий по лезвию», «Назад в будущее», «Мулен Руж!». В Нью-Йорке с 2012-го успешно ставят Then She Fell по «Алисе в Стране чудес». Интерес к иммерсивности на Западе только растет. Например, знаменитый шведский бренд одежды H&M в этом году решил представлять весенне-летнюю коллекцию линейки Studio вне недель моды и устроил для обозревателей квест на просторах Аризоны. А парижский показ коллекции осень-зима 2019 года марки Walk of Shame, основателем и дизайнером которой является уфимец Андрей Артемов, прошел в виде перформанса, имитирующего сеанс групповой терапии.

В России иммерсивными спектаклями занимался в том числе хореограф Мигель, поставив с американскими режиссерами в 2016 году «Вернувшихся» по пьесе норвежца Генрика Ибсена и годом позже продолжение – «Безликие». Но без собственного богатого наследия в стране не вырос бы тренд – наши соотечественники с опаской относятся к современному искусству. Почву для народной любви к жанру подготовили «Норманск» по «Гадким лебедям» братьев Стругацких (его показали в Центре имени Мейерхольда в 2014-м), «Русские сказки» по сборнику Александра Николаевича Афанасьева (постановка «Гоголь-центра» 2015-го), «Черный русский» по «Дубровскому» Александра Сергеевича Пушкина (2016), «Пиковая дама» по Пушкину и Петру Ильичу Чайковскому.

Все театры, которые ориентируются на молодую и прогрессивную публику, открывают иммерсивные направления. Если в классической индустрии денег мало, то интерактивные спектакли окупаются и даже приносят в столице миллионную прибыль. Добирается необычное искусство и до регионов. Это приобретает символический смысл из-за того, что 2019 год официально назван Годом театра. Но если в соседнем Татарстане все опять начинается с классики («Анны Карениной»), то уфимский «The Театр» смело идет непроложенными тропинками.

«Соучастие» – шоу, которое написали авторы из Башкирии. Оно поднимает такие злободневные вопросы, как антропоцентризм, замусоренность планеты, привычка покупать вещи без нужды, низкий уровень жизни рабочих. Автор идеи и режиссер Тигран Довлатбекян, который ранее работал с Башкирским государственным театром оперы и балета, говорит, что задумал спектакль после прочтения работы немецких журналистов «Черная книга корпораций». «Я никого не обвиняю, но сейчас, когда мы стоим на пороге новой роботизированной эпохи, пора принять решение, какую планету мы оставим в наследство будущим поколениям: отравленную и безжизненную либо голубую и прекрасную», – приводит его слова аккаунт шоу в Инстаграм.


Иммерсивный театр ценят те, кто изголодался по искренности и тактильности, устал быть пассивным наблюдателем собственной жизни. 

Не стоит ждать от «Соучастия» откровения об экологических катастрофах. Скорее всего, вы уже много знаете о том, какой след оставляете на планете. Сама иммерсивная форма – откровение. В XXI веке люди все больше общаются в виртуальном пространстве, разучиваются сопереживать, делиться эмоциями не через эмоджи и аббревиатуры. Иммерсивный театр ценят те, кто изголодался по искренности и тактильности, устал быть пассивным наблюдателем собственной жизни. Всемирный день театра 27 марта – отличный повод критически взглянуть на свою роль и поменять декорации.

 

Текст: Дилара Герштейн, фото: архив «The Театр»

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: