18+
  • Город
  • Общество
Общество

Коротко: о чем говорили Гнойный, Шаргунов и Швыдкой на канале «Культура»

Телеканал «Культура» в минувшие выходные посвятил час эфирного времени обсуждению рэп-батлов. Ведущий Михаил Швыдкой пригласил в студию поэта Дмитрия Воденникова, музыкального журналиста Александра Кушнира, литературоведа Игоря Волгина и депутата Сергея Шаргунова, а также рэпера Хана Замая и героя нашумевшего батла — Вячеслава Карелина («Гнойный»). Мы сократили 60-минутную передачу до основных тезисов участников.

Вячеслав Карелин («Гнойный»), рэпер

Культура рэп-батлов пришла к нам из Америки. Почему это возникло сейчас? Видимо, есть некий социальный заказ на культуру дискуссии. После этих батлов, многие, даже депутаты, бросаются к этому делу. Мне кажется, это несет позитивный смысл, потому что там, где раньше были пустые оскорбления, или люди выясняли отношения на страничках своих «ЖЖ», теперь они могут это в творчестве реализовывать. В России сейчас батловая культура вышла за рамки субкультуры, хотя, например, в Америке это не очень популярное явление, а замкнутая на себе игра. Чтобы понимать какой-либо рэп-батл, нужно знать весь бэкграунд, знать, куда делаются отсылки, потому что это постоянно отсылки к другим рэп-батлам, к другим персонажам этой системы. И ты существуешь внутри этой системы, получаешь удовольствие от того, что понимаешь все эти вещи, которые за рамки этой системы по идее не выходят».

 

Андрей Замай, рэпер

Мы не считаем, что причина рэп-батлов в накопленной в обществе агрессии. Это [стало] интересно, потому, что рэп-батлы доступны очень большому количеству людей. В первую очередь, как мне кажется, все рэп-батлы основаны на юморе, и он там главный. Не агрессивность. Все хотят, чтобы был панчлайн. Панчлайн – это шутка с двойным смыслом. Он должен вызывать реакцию, люди смеются в основном. Людям близко то, что батлы снимают монументальный пафос, серьезность такую. «Сложные щи» — мы это называем. В батлах говорят на простом языке, и в них отсутствует «культурный пафос» великих книг, чего-то высокого».

 

Дмитрий Воденников, поэт

Все новое, что приходит, сначала оплевывается. Всегда. Не имеет значения, какими ребята пользуются [художественными] средствами. Была такая замечательная поэтесса, Елена Шварц, она сказала: "Неистовство и простота всего в основе"».

 

Сергей Шаргунов, депутат, писатель

Столкновение символистов, имажинистов, футуристов – это тоже своего рода батл, упражнение в стихосложении и столкновении стилей. Собственно говоря, когда кто-то ханжески хватается за голову и действительно видит, что «Вот эти ролики в YouTube, что там они несут, какая обсценная лексика». Мне кажется, важнее здесь видеть нечто живое и творческое. Действительно, здесь есть давняя традиция и мне это лично очень интересно. У меня нет готового ответа на вопрос, как долго это будет существовать. И у меня нет понимания, что это исключительно связано с нашими реалиями. Потому что это мировая культура. Я видел, что даже американцы смотрят баттл Оксимирона и Гнойного».

 

Игорь Волгин, литературовед

Думаю, сейчас есть потребность в таком жанре — духовная, социальная или психологическая. Это карнавальная культура, изнаночная, борьба масок. У каждого из участников этой дуэли есть своя литературная маска. Что интересно, это не так примитивно, как кажется. Потому что люди, которые в этом участвуют, достаточно культурные, начитанные, они любят поэзию. Это своеобразная культура, и почему это сейчас возникло – другой вопрос».

 

Александр Кушнир, музыкальный журналист

Мне интересны рэп-батлы в контексте телевидения завтрашнего дня. В ближайшие дни начнутся съемки «голубых огоньков». Интересно, хватит ли у центральных каналов смелости пригласить Славу и тебя [показывает на Андрея] прямо в «Голубой огонек». [Там] сорок одних и тех же рыл в течение последних сорока лет. Я как автор десяти книг реально оцениваю международный рейтинг русской современной музыки с ее шансами пробиться в Европу или Америку. Когда одни и те же сорок человек на одних и тех же каналах сорок лет поют одни и те же сорок песен. Поэтому я за вас двумя руками, потому что вы — глоток свежего воздуха. Мне плевать, нравится мне это или не нравится. Я за провокацию. Вы молодцы, большие умницы, что не боитесь, вы современные. Потому что этот ТОП-40 так опошлился, что это уже смертный приговор самим себе. Я искренне желаю вам прорваться еще шире, еще дальше, еще глубже».

 

Михаил Швыдкой, ведущий шоу «Агора»

Опасность состоит не только в том, что придет огромное количество молодежи, которая будет плохо имитировать рэп-батлы, а в том, что это станет очень большим бизнесом. Судя по тому, что сейчас дает интернет, ту возможность, это действительно может стать большим бизнесом. И вот тут-то вы [рэперы] окажетесь действительно в сложном положении».

 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: