Александр Цыпкин: «Соцсети позволили выйти на огромную аудиторию, не вставая из-за стола»

Писатель, автор бестселлеров «Женщины непреклонного возраста» и «Дом до свиданий», собирает полные залы в России и за рубежом со своим литературным проектом «БеспринцЫпные чтения». Этой весной в Уфе пройдет одноименный фестиваль.

Как появился проект «БеспринцЫпные чтения»?
«БеспринцЫпные чтения» появились сначала как вечеринка по случаю выхода моей первой книжки. Мои друзья, которым я прочел рассказы в Питере и Москве, сказали, что истории замечательные, а читаю я ужасно. Но этим меня не напугаешь. Я решил, что лучший способ научиться хорошо читать – это вылезти на сцену с известными актерами, и тогда у меня не останется выхода. К моему удивлению, актеры согласились. А потом к проекту присоединились писатели Александр Маленков и Александр Снегирев, а также продюсер Настя Приц, которую я знал по работе в Петербурге. Дальше все развивалось лавинообразно. Сейчас за три года проекта у нас более 200 чтений в 15 странах мира.

Как вы выбираете авторов для проекта? А чтецов?
До сих пор это чаще всего личное пересечение симпатии друг друга и стечение обстоятельств. Мне повезло, я был знаком с большим количеством прекрасных артистов: Данилой Козловским, Ксенией Раппопорт, Константином Юрьевичем Хабенским, поэтому у меня была возможность хотя бы показать им свои работы. Рад, что они понравились. Авторов мы выбираем совместно. Основной критерий – краткость и то, чтобы истории подходили для прочтения со сцены: минимум описаний и максимум действий. По сути дела, мои рассказы – это всегда маленькие пьесы. 

Какие рассказы лично вам больше всего нравится читать со сцены и почему?
Ситуация меняется. Любимые рассказы появляются, потом надоедают. Например, я уже очень не люблю читать рассказ «Томатный сок», хотя он и сделал меня в определенной степени знаменитым. Сейчас мой любимый – «Мадо» и сериал про «Славика».

В 2019 году вы собираетесь провести фестивали в крупных городах России. В чем будет их отличие от обычного формата чтений?
Мы приглашаем к участию региональных актеров и авторов, предложив очень интересную схему. Местный актер читает ставший уже популярным рассказ, и зрителю интересно услышать его новое прочтение. Либо звезда читает неизвестный рассказ, привлекая к нему дополнительное внимание. Уверен: благодаря этому проекту мы сможем представить России новых замечательных авторов. Надеюсь, более талантливых, чем мы сами.

Что должен сделать человек, чтобы попасть в проект, кроме очевидного «прислать заявку»?
Все предельно просто: интересный текст на пять-семь тысяч знаков, в котором, как я сказал, должна быть история – это самое главное. Больше никаких требований нет.

Вы активно участвуете в благотворительности. При этом вся ваша работа в этом направлении строится в довольно позитивном ключе: концерты в рамках чтений, ужин с вами и Оксаной Лаврентьевой. Почему именно так?
Я всего лишь помогаю в рамках тех возможностей, которые у меня есть. Это не только концерты, бывает прямая финансовая помощь, бывает информационная. Уже несколько лет я в силу своих скромных возможностей помогаю фонду «Дети-бабочки» и Фонду профилактики рака, также всегда откликаюсь на просьбы коллег, которые являются попечителями благотворительных фондов: Константин Юрьевич или фонд «Вера», которым занимается Ингеборга Дапкунайте. Самым вдохновляющим проектом для меня является фестиваль ACTION! Светланы Бондарчук и Жени Поповой, в рамках которого известные режиссеры создают фильмы на волонтерской основе, меценаты покупают их в собственность, а деньги идут в фонды. Каждый год он собирает около миллиона долларов. По моим сценариям сняты уже четыре фильма с такими актерами, как Ксения Раппопорт и Игорь Верник. В этом году Анна Меликян сняла по нашему сценарию фильм «Нежность», который был продан за рекордные 13 млн. Глубокая благодарность меценатам, которые дали возможность посмотреть картину всем желающим – за несколько дней она собрала 700 тысяч просмотров. Мы смогли создать творческий продукт, который без такой мотивации, скорее всего, не появился бы, а также собрать средства в Фонд Хабенского. Главное в благотворительности – это креатив и, как это ни странно, жизнерадостность. Этому меня научили те, кто ежедневно занимается этой сложнейшей работой.

Вы говорили, что не считаете себя писателем, а вы, скорее, рассказчик. Как появилась эта потребность рассказывать истории?
Как мне кажется, в большинстве случаев, если ты занимаешься творчеством, ты хочешь изменить сознание людей: чтобы они либо задумались о чем-то, либо посмеялись. Но всегда в основе та или иная форма тщеславия, не стоит себя обманывать. Мне всегда нравилось быть в центре внимания, быть душой компании или захватить внимание одного человека. Соцсети позволили выйти на огромную аудиторию, не вставая из-за стола.

По вашим рассказам были поставлены спектакли, снята киноновелла. Как вы решаете, давать ли согласие не использование произведения?
Не помню, чтобы я кому-то отказал.

Вы активно гастролируете с проектом «БеспринцЫпные чтения». Остается ли время на писательство? Когда ждать новую книгу?
Новая книга уже написана, равно как и сценарий. Но пока выпускать книгу нет смысла, потому что первые две в топе продаж. Плюс мне хочется, чтобы люди, приходящие в театр, слышали что-то новое, что нельзя нигде прочесть. Так что, скорее всего, книгу я издам нескоро.


Александр Цыпкин родился в 1975 году в Ленинграде в семье врачей. Закончил факультет международных отношений СПБГУ. Сборник лирическо-хулиганских рассказов «Женщины непреклонного возраста», собранных из постов на Facebook, стал самой продаваемой сатирической книгой в России в 2015 году. Видеоверсия рассказа «Томатный сок» в исполнении Данилы Козловского набрала в социальных сетях более пяти миллионов просмотров.

Фото: Александр Крофт

ufasobakaru,
Комментарии

Наши проекты