18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Тренд: как граффити становится патриотичным

Протестное искусство улиц постепенно переходит в более легальную форму и теряет былую агрессивность. Мы разобрались в смене вектора и поговорили с уличными художниками-патриотами новой волны, заговорившими на языке хулиганов и нонконформистов.

Фасад одного из столичных зданий на Таганской площади, граффити Александра Дягилева, экс-участника движения «Наши».

Фасад одного из столичных зданий на Таганской площади, граффити Александра Дягилева, экс-участника движения «Наши».

Начнем с того, что изначально главной функцией стрит-арта был протест против системы. Городские стены выполняли роль своеобразной трибуны, на которой каждый может высказать своё мнение, при этом, не перекрикивая другого. Репутация граффити, связанная с субкультурой, оппозиционной государственным властям, зародилась в Америке и Европе после первой мировой войны в ситуации великой депрессии, продолжилась в конце 60-х во время забастовок в Париже и вылилась в яростный социальный «бомбинг» нью-йоркской подземки 70-х.

Сегодня всё больше и больше стран используют граффити как средство городской коммуникации между государством и обществом. За последние годы на языке, который раньше принадлежал хулиганам и нонконформистам, заговорили патриоты новой волны.

Так, например, во время протестных акций 2011 года стены екатеринбургских зданий расписывали трафаретными изображениями Владимира Путина. Черно-белое граффити изображало президента, который ножницами отрезает букву «r» в слове «revolution», так что получается слово «evolution» (отсылка к коронной фразе: «Нам не нужна революция, нам нужна эволюция», сказанной на одной из пресс-конференций в Кремле).

Тенденция снизить общественное недовольство посредством наглядного объяснения, куда движется страна и ее лидер особенно нарастала в кризисные политические моменты. С этой точки зрения, присоединение Крыма к России в 2014 стало настоящим патриотическим художественным прорывом. В конце марта этого года в Москве и Петербурге стартовал проект «Две тысячи домов России», в рамках которого пресловутые две тысячи стен будутукрашены рисунками на пророссийскую тематику. Первый появился уже спустя несколько дней — огромная надпись «Крым и Россия — вместе навсегда» нарисовал на фасаде одного из столичных зданий на Таганской площади Александр Дягилев, экс-участник движения «Наши». Следующей гигатской картиной на улице Александра Солженицына занялись художники, которых Дягилев объединил после городского фестиваля «Лучший город земли» под брендом «ЛГЗ-АРТ».

Александр Дягилев, руководитель проекта «Арт-фасад»:

Тема, которая сейчас выходит на первый план — это, конечно, годовщина Великой Победы. Поэтому мы запускаем проект на эту тематику, который захватит и Петербург. Начнем свою работу в декабре с поиска художников, согласования и получения разрешений у всех соответствующих структур и профильных комитетов, чтобы все было законно. К рисункам приступим, наверное, в марте. Хотя, может быть, и раньше, если погода позволит. Внутри своего сообщества мы пришли к какому-то общему понимаю, кто и что рисует, кто-то берет себе паториотическую тему, кто-то военную, кто-то искусство. Мы помогаем ребятами с красками и местами, идеями и взаимодействию с властями. В этом смысле, я слышал, что в Петербурге есть проблема: у многих художников есть идеи, но они не умеют разговаривать с властью, чтобы ее осуществить. Мы будем делать это за них. Плюс, в Петербурге очень много домов, в том числе и на окраинах, в аварийном состоянии, и косметический ремонт, который делается в обязательном порядке перед покраской здания, им тоже пойдет на пользу».


 

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Рисунок на первой легальной «Стене свободного творчества» в Петербурге

Следующим шагом сближения граффитчиков с властью стала легализация граффити как искусства и появление так называемых «Стен свободного творчества». В Москве согласовывают 150 пространств общей площадью 28 тысяч кв. метров, где художники могут проявить себя. Власти Петербурга также  запланировали выделить около 103 площадок для легального граффити в каждом районе. Под стрит-арт отдадут стены предприятий и объектов ТЭК (топливно-энергетического комплекса). Первая такая стена уже открылась в районе Удельной улицы и работает до сих пор. По словам организаторов, согласовывать эскизы художникам не требуется, но и антигосударственных лозунгов они не потерпят.

Николай Super, команда funk fanatix:

29 сентября мы открыли первую легальную стену в Петербурге, собрали около 40 граффистов, все восприняли событие очень положительно. Во всех европейских городах уже существуют «Стены свободного творчества», так что наш город в этом отношении не первый и не последний. Такие места необходимы, чтобы оттачивать свой стиль и не бояться, что у тебя могут быть проблемы с полицией. Граффити никогда не было инструментом политического протеста или пропаганды, это был способ заявить о себе в эпоху, когда у многих отсутствовали телевизоры, интернет, мобильные, цифровые фотокамеры и так далее. Мотивация изначально у художников была одна, чтобы люди видели твои надписи, и ты был у всех на слуху. Что касается легальной стены, то никаких согласований, чтобы рисовать на ней не требуется, эскизы ни с кем согласовывать не надо. Однако мы не хотим видеть любых политических лозунгов или пропаганды. Граффити — это уличное искусство вне политики. Мы за любое творчество в рамках позитивного посыла. Какой он должен быть, определяют сами граффитчики. Каждый может понять, что хорошо, а что плохо. Не нужно быть экспертом, чтобы разобраться в этом. Нежелательные рисунки, разжигающие какую-либо рознь, нарушающие законы РФ будут, закрашиваться коммунальными службами. Эта стена специально для стрит-арта, и не хотелось бы там видеть что-то постороннее».

Евгений Дворников, художник:

Ко мне обратился Коля Super, сказал, что есть интересный проект и можно прийти и изобразить что-то на легальной стене. Нам досталась часть рисунка "Каменный век". Легализацию граффити я воспринимаю положительно. Таким образом, повысится качество рисунков — будет больше времени на их создание. И это только толчок к развитию».


 

Творческий ура-патриотизм двигался по нарастающей и достиг своего апогея 6 октября 2014 года — в день рождения Владимира Путина. На семи домах в разных городах России появились брандмауэры с буквами, вместе составляющие слово «спасибо». Так молодежный прокремлевский проект «Сеть» решил поздравить президента с 62-летием. В Петербурге, на одном из домов по набережной Обводного канала изобразили, например, гигантскую букву «П» ( которой соответствует слово «Память»). В проекте «Сеть» такую акцию объяснили чувством благодарности к президенту как к «главному архитектору наших побед». 

Хазбиев Александр, пресс-секретарь Санкт-Петербургского отделения проекта «Сеть»:

Мы решили нарисовать именно граффити как подарок президенту. «Сеть» — молодежная организация и выражает благодарность на своем языке, языке современного искусства. Уличный рисунок хорошо видно, он яркий, он нравится людям. Нас очень поддерживали и жители дома на Обводном канале, на котором мы рисовали, и даже полиция – приезжали, смотрели, и говорили «Спасибо». Раньше граффити было инструментом протеста, но сейчас людям не за чем быть оппозиционными, россиянам нравится политика страны. И для нас, молодых, было очень важно сказать «Спасибо» архитектору всех побед Владимиру Путину».

 

 

Комментарии (0)

Купить журнал: