18+
  • Город
  • Город
Город

Антонио ДЖЕУЗА

Независимый куратор и критик, доктор философии и специалист по российскому медиаискусству четвертый год подряд организует встречу участников сочинской«Лаборатории видеоарта» – результаты покажут на Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета.

Правда, что вы переехали в Россию из-за любви к русской литературе?

Я по первому образованию филолог, окончил университет в Бари, изучал английскую и русскую литературу, затем приехал в Лондон, где получил второе образование. Когда поступил в аспирантуру, понял, что хочу остановиться все-таки на русском искусстве и литературе. Впервые я приехал в Россию, вернее, еще в Советский Союз, в 1991 году. 

В одном интервью вы сказали, что ассоциируете себя с героем Гончарова Обломовым. Все-таки он человек ленивый, хоть и образованный, который в какой-то момент потерял интерес даже к чтению, а у вас же постоянно какие-то проекты то в России, то за границей. 

Скорее, я нахожу продолжение себя в этом персонаже, даже сказал бы, что моя душа на него похожа. Но жизнь не позволяет себя вести подобным образом. Конечно же, я по-другому действую, но он мой любимый литературный герой. 

Если бы судьба дала вам картбланш на то, чтобы мгновенно освоить любую новую область, что бы это было? 

Мне хотелось бы стать музыкантом. Мы делаем проект для фестиваля Башмета, и в его музыкальной программе существует много тонкостей, которые, безусловно, пре-
красны. Но я, к сожалению, не могу оценить это из-за того, что у меня нет музыкального образования. Мне этого очень не хватает. 

Какое искусство вы коллекционируете? 

У меня есть огромный архив видеоарта, в том числе и российского. Я также коллекционирую живопись, мне это интересно. Недавно в Сибири купил работу Дамира Муратова. Часто бывает, что и сами художники мне что-то дарят, и это очень приятно. Что в итоге приобретает покупатель видеоарта? 

Он получает конкретную работу на цифровом носителе. Сейчас это жесткий диск или флешка, раньше были DVD. Когда художник ее делает, то решает, какой именно будет тираж – три, пять или десять штук. Тут такая же история, как с фотографией: человек получает копию работы и сертификат подлинности. В чем преимущество быть независимым куратором? 

В любом случае, это сотрудничество с институциями, как с тем же фестивалем в Сочи. Но смысл в том, что ты не связан с галереей, которая продает работы. Это никак не связано с коммерцией. Ты предлагаешь публике чистое искусство и, главное, не имеешь никакого отношения к продажам работ, то есть ты не зависишь от рынка.

Какая программа будет в этом году у «Лаборатории видеоарта» на фестивале Юрия Башмета? 

Сейчас мы решили, что все участники будут из России. Причина очень простая: если десять лет назад было мало художников, которые этим занимались, то сейчас их стало гораздо больше. Нам приятно думать, что выставка внутри фестиваля помогла увеличить количество художников. И надеемся, будут художники из Сочи, поскольку мы три года уже ведем «Лабораторию видеоарта», вместе с участниками делаем видео, проводим дискуссии. Для меня это очень важный проект: выставку можно воспринимать как некий импорт продукта, то есть мы привозим искусство в Сочи, а лаборатория – место производства. Ее структура – половина теории и половина практики. Я рассказываю и показываю историю российского и мирового видеоарта, затем мы обсуждаем, почему эти работы важны. Но самое важное, что есть практика: мы делаем работы, я помогаю с идеями, обсуждением, и в конце каждой лаборатории мы делаем выставку. На фестивале этим работам уделяется всего один день, но я могу сказать, что приходит огромное количество людей, никак не связанных с лабораторией. То есть они услышали в соцсетях об этом и пришли из любопытства И хорошо, когда есть такая реакция. В первый год была всего одна группа, во второй и третий две группы, и в этом году, скорее всего, тоже две будет. Первая группа – начинающие, которые не имеют опыта работы с видеоартом, вторая – те, кто уже имеет понимание, как это работает. Модель, которую мы реализуем в Сочи, стала знаковой: иллюстрация того, как можно влиять на развитие искусства в городе. Приятно было видеть, как два года назад на пресс-конференции в Екатеринбурге участница дискуссии поставила нашу лабораторию в пример того, как можно интегрировать людей в культурную жизнь города. Даже после того как работа в «Лаборатории» завершена, остаются люди, которые продолжают работать в этом направлении, они уже придумали себе логотип, участвуют в различных проектах – лаборатория работает без меня.

Может сложиться впечатление, что сочинская «Лаборатория видеоарта» – такое закрытое комьюнити, в которое сложно попасть. Кстати, на сайте вообще нет информации о том, как примкнуть к этой группе.


Сайт создан людьми за свои ресурсы и для того, чтобы показать примеры своих работ. Может быть, следующий шаг – сделать комьюнити максимально открытым, чтобы у самой лаборатории было физическое пространство. Но оно и так очень открыто, никто не исключает новых людей. Там нет директора или администратора, там другая форма взаимодействия, и все логично и даже органично. Набор новых участников проходит во время фестиваля Башмета. 

 

Комментарии (0)

Купить журнал: